Уменьшение сметной стоимости. Изменение в сторону увеличения сметной стоимости госконтркта на строительство

Сметные нормативы

Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает в себя сметные нормативы и другие нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости выполнения работ.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости работ.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда, необходимого уровня механизации, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.).

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и их корректировка в сторону уменьшения или увеличения не допускается.

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности и т.п.

К сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок. При применении в составе сметы материалов, отличных от учтенных в нормах Сборников без изменения состава работ, материалы, учтенные нормой, исключаются, а новые материалы учитываются как неучтенные по Сборникам сметных цен, ценам поставщиков.

Норма расхода материала принимается по норме Сборника, либо по нормам и технологии фирмы – изготовителя. Сметные нормы предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения работ. Нормы исполь-зуются также для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Основой для разработки стоимости работ в базисном уровне цен (далее именуются "единичные расценки" или "расценки") служат: элементные сметные нормы на конструкции и виды работ; сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин; сметные цены на материалы, изделия и конструкции. тарифные ставки В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

  • для нового строительства (ГЭСН; ФЕР; ТЕР; ГЭСНм; ФЕРм; ТЕРм; ГЭСНп; ФЕРп) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;
  • для капитального ремонта (ГЭСНр; ФЕРр; ТЕРр) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;

Решение об использовании любой из перечисленных сметно-нормативных баз принимаются ЗАКАЗЧИКОМ .

Общие положения Основанием для определения сметной стоимости могут являться:

  • исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, дефектные ведомости, пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения работ;
  • действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
  • отдельные решения соответствующих органов государственной власти и ЗАКАЗЧИКА.

Для определения сметной стоимости составляется сметная документация. Дефектная ведомость (опись работ), относится к первичным сметным документам, составляется специалистами (архитектор, инженер, технолог, при участии инженера-сметчика), на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения работ.

Сметная документация

Сметная документация составляется в текущем уровне цен. В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен: в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм; в текущем уровне, определяемом на основе цен , сложившихся ко времени составления сметной документации. Прогнозируемый уровень цен, на период проведения работ, определяется ЗАКАЗЧИКОМ.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: ресурсный; ресурсно-индексный; базисно-индексный; на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее от-ремонтированных объектов-аналогов или ранее выпущенной сметной документации по проектируемому объекту .

При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место реставрации, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые для ремонтно-реставрационных работ.

Базисно-индексный метод определения стоимости ремонтно-реставрационных работ текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен. На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов. Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы: к элементам прямых затрат (на комплекс или по видам работ); к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам работ).

Индекс состоит из целых чисел и трех знаков после запятой . Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом: для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, - индекс на оплату труда.

Дефектная ведомость

Дефектные ведомости содержат следующую информацию:

  • наименование конструктивных элементов;
  • описание текущего состояния конструктивных элементов;
  • описание методов работ, в соответствии с технологическими рекомендациями;
  • перечень видов работ по конструктивных элементам, видам отделки и т.п. с указанием объемов работ в соответствии с проектом и технологическими рекомендациями с необходимыми формулами расчета.

Дефектные ведомости составляются по объектам, не имеющим проектной документации:

  • выход на место, технический осмотр, проведение необходимых обмеров с и фотофиксацией совместно с архитектором и технологом;
  • определение мест производства работ и количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента нового материала в процентах или в принятых физических единицах измерения;
  • составления описи по конструктивным элементам и видам работ с подсчетами объемов совместно с архитектором и технологом.

При наличии по объектам проектной документации:

  • предварительное ознакомление с проектной документацией;
  • выход на место для ознакомления с объектом и проведения необходимых замеров и фотофиксации совместно с архитектором и технологом;
  • уточнение количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента нового материала в процентах в принятых физических единицах измерения (м, м, т и пр.);
  • составления описи работ совместно с представителем заказчика и согласования ее с автором проекта;
  • систематизация описи по элементам и видам работ.

Основанием для составления сметной документации на работы является:

  • задание ЗАКАЗЧИКА данные на составление сметной документации рабочий проект, архитектурные, конструктивные, объёмно-планировочные и инженерные решения;
  • проект производства отдельных видов ремонтных работ;
  • исследование материалов и технологические рекомендации ведения работ;
  • дефектная ведомость (опись работ), составленная специалистами (архитектор, инженер, технолог), при участии инженера-сметчика, на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения реставрационных работ;
  • сметно–нормативная база на ремонтные работы;
  • каталоги индивидуальных сметных норм и расценок.

Стоимость

Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ: материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря); средств механизации; трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации машин и механизмов).

В составе прямых затрат отдельными строками могут учитываться разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.

Накладные расходы учитывают затраты подрядчиков, связанные общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.

Сметная прибыль включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов ремонтных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце сметного расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете). Затраты на услуги испытательных лабораторий и по сертификации включаются в сметную документацию отдельными расчётами.

Возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений приводятся справочно, отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы", эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:

  • трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих машины;
  • время использования машин (маш.-ч);
  • расход материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.).

Для выделения ресурсных показателей могут использоваться сметные нормы, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:

ведомости потребности материалов и сводные ведомости потребности материалов, составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные материалы, необходимые для производства специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм; данные о затратах труда рабочих и времени использования машин. При определении сметных затрат на эксплуатацию машин и сметной стоимости материальных ресурсов руководствоваться п.п.4.17-4.29 МДС 81-35.2004.

Накладные расходы в локальной смете определяются от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе:

  • укрупненных нормативов применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;
  • нормативов накладных расходов по видам ремонтно-реставрационных работ, применяемых при составлении локальных смет;

Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:

  • общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;
  • нормативов по видам ремонтных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);
  • индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации.

Сметные расчеты

Объектные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять в текущем уровне цен, с целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости ремонтных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

Сметные расчеты на отдельные виды затрат , необходимые для определения сметного лимита, если эти виды затрат не учтены в сметных нормативах, составляются аналогично составлению локальных сметных расчетов. При этом рекомендуется использовать образцы локальных сметных расчетов (смет).

Директивами намечено снизить сметную стоимость строительства не менее чем на 3—5% за счет более рациональных проектных решений, улучшения проектно-сметного дела, экономного расходования материалов и других мероприятий. Важную роль в этом должно сыграть постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 390 от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-сметного дела».

В этих целях необходимо:

  • повысить ответственность проектных организаций, министерств, ведомств, органов экспертизы за качество проектов и правильное определение сметной стоимости строительства;
  • улучшить использование материальных ресурсов в строительстве, обеспечить за пятилетие экономию: металлопроката в размере 9—11, цемента 8—10, лесоматериалов 18—20, стекла 10—12%.

Все это с учетом заданий по экономному расходованию материальных ресурсов в промышленности и на транспорте позволит в 1975 г. сэкономить, по примерным подсчетам, проката черных металлов 10 млн г, лесоматериалов 40 млн. м 3 , условного топлива 40—50 млн. т, электроэнергии 50 млрд. квт-ч и др.

Для осуществления поставленных задач предусмотрены высокие темпы развития капитального строительства (смотрите таблицу ниже).

Капитальные вложения в народное хозяйство СССР за восьмую пятилетку и запланированные на девятую пятилетку, млрд. руб.

Наименование
показателей
1966— 1970 гг. (фактически) 1971— 1975 гг. (запланировано) В том числе
1971 г. 1972 г. 1973 г. 1974 г. 1975 г.
Общий объем капитальных вложений в народное хозяйство 353,8 501 86,3 92,5 100,9 107,7 113,6
В том числе государственных 301,9 432,2 73,5 79,5 87,4 93,4 98,4
Общий объем строительно-монтажных работ 220,0 306,0 53,2 57,2 61,8 65,4 68,4

Общий объем капитальных вложений планируется на 41,6% больше по сравнению с восьмой пятилеткой.

Предусмотрено ввести в эксплуатацию 580 млн. м 2 общей площади жилых домов, на что ассигновано 73,5 млрд. руб. против 60,5 млрд. руб., освоенных за восьмую пятилетку. Рост объема подрядных строительно-монтажных работ предусмотрен девятым пятилетним планом на 43,2%, а по важнейшим министерствам-подрядчикам—в пределах 51,7—69,6%. Для осуществления дальнейшего развития всего народного хозяйства на пути повышения благосостояния народа капитальным вложениям даны следующие направления млрд. руб. :

В производственную сферу запланировано 77,4, а в непроизводственную — 22,6% всех капитальных вложений.

«Справочник строителя», М.С.Екельчик

Уровень индустриальности строительства можно охарактеризовать отношением объёма выполненных строительно-монтажных работ (в сметных ценах) на объектах полносборного строительства к общему объему выполненных строительно-монтажных работ. Объемы полносборного строительства и темпы его роста (смотрите таблицу ниже) зависят от объемов производства сборных, главным образом несущих и ограждающих конструкций. Показатели развития полносборного строительства Наименование показателей Годы 1960…

Ввод в эксплуатацию жилых домов в крупнопанельном исполнении возрастает в 1975 г. до 42,6 млн. м2 общей площади против 28,7 млн. м2 в 1970 г. , а производство крупнопанельных элементов жилых и соцкультбытовых зданий увеличится в 1,5 раза по сравнению с 1970 г. . Особое внимание уделяется внедрению сборности в сельском строительстве, усиливается мощность предприятий…

В условиях высокого уровня сборности и насыщенности строек механизмами особо важное значение приобретают поточные методы строительства, обуславливающие его организованность, ликвидацию простоев и эффективность. Наиболее прогрессивная форма организации строительного производства, обеспечивающая равномерное, непрерывное и ритмичное производство строительно-монтажных работ, постоянную загрузку рабочих, полное использование материально-технических ресурсов — поточное строительство. Особенно широкое распространение получил поточный метод в жилищном…

Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимая для осуществления строительства в соответствии с проектом. Она является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирование договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные работы, оплата расходов по приобретению оборудования и доставки его на стройки, а так же возмещение других затрат.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:

    ресурсный;

    ресурсно-индексный;

    базисно-индексный;

    базисно-компенсационный;

    на основе стоимостных показателей по объектам-аналогам.

Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат). При таком методе устанавливаются раздельно в натуральных измерениях (м 3 , тонна, штука, чел-час и т.д.) расходы материалов и изделий, затраты времени на эксплуатацию машин, затраты труда рабочих, а цены на эти ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). В качестве нормативной базы используются Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ).Этот метод позволяет в дальнейшем достаточно точно пересчитывать сметную стоимость на новые цены.

Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы.Индексами цен называют отношения текущих цен к базовым. В качестве базовых цен выделяют две базисные даты: цены на 1.01.1984г и 1.01.2000г или 2001г.

Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной на базисном уровне или уровне предшествующего периода.

В отличие от ресурсно-индексного метода, раздельного определения расхода ресурсов в натуральных показателях обычно не делается.

Приведение к текущим ценам выполняется путем перемножения базисной стоимости по каждой строке сметы на соответствующий индекс.

Базисно-компенсационный метод состоит в том, что определяется базисная стоимость с учетоможидаемых изменений цен и тарифов, а в процессе строительства она уточняется в зависимости отфактических изменений этих цен и тарифов.

Метод применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование при проектировании объекта стоимостных данных по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.

Выбор метода составления сметной документации законодательством не регламентируется и осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора (контракта) и общей экономической ситуации. Наиболее перспективным считается ресурсный и ресурсно-индексный методы, но пока преобладает базисно-индексный метод.

Пути снижения себестоисмости строительства

Себестоимость - это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.

Снижение затрат на продукцию, работы, услуги зависит от нескольких групп факторов: технологических, организацион­ных иэкономических .

Технологические факторы связаны с техникой и технологи­ей производства. Они предусматривают:

    повышение прогрессивности и качества продукции, работ, услуг;

    применение более современного и высокопроизводитель­ного оборудования и техники (машин и механизмов);

    повышения степени механизации и автоматизации произ­водства;

    применение ресурсных и энергосберегающих технологий;

    повышение уровня технической и энергетической воору­женности труда;

    ускорение внедрения достижений новой техники и инст­рументов;

    применение высокоэффективных материалов.

Организационные факторы связаны с организацией произ­водства и труда и их управлением и включают:

    повышения уровня концентрации, специализации и коо­перирования;

    обеспечения ритмичности производства и других условий рациональной организации труда;

    сокращение и полная ликвидация производственного бра­ка, простоев оборудования и рабочих;

    повышение квалификации работников и подбор кадров согласно технического уровня производства.

Экономические факторы состоят в повышении уровня уп­равления и методов хозяйствования. Они включают:

    совершенствование производственной структуры предприятия;

    повышения уровня плановой, учетно-контрольной и ана­литической работы;

    улучшение социальных условий жизни трудового коллектива;

    повышение культуры производства и состояния промыш­ленной эстетики;

    повышение компетентности административно-управленчес­кого персонала (менеджеров) предприятия.

Таким образом, снижение себестоимости строительных работ можно достичь:

    за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции;

    за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин;

    за счет повышения производительности труда;

    за счет увеличения сборности строительства.

Государство выделяет на строительство и ремонт жилья, возведение инфраструктуры и социальных объектов огромные деньги. Но немалая их часть уходит в землю, вернее, распределяется по карманам участников строительного процесса. Как повысить эффективность использования бюджетных средств и оптимизировать денежные потоки в отрасли? Об этом "РГ" беседует с директором департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным.

Павел Владимирович, как можно повысить эффективность использования выделяемых на строительство государственных средств?

Если начинать "от печки", то, во-первых, - за счет оптимизации нормативной базы. Дело в том, что нормативные документы, определяющие стоимость строительства и ремонта, безнадежно устарели. В них заложены технологии строительства пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Действующие нормы и расценки на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. Но поскольку эти нормативы являются обязательными, строительные организации вынуждены закладывать в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки с явно завышенными и неадекватными показателями затрат. Получается так: реально стройка идет по новой технологии, применяются более эффективные решения, применяются другие материалы, а сметчивается эта стройка по нормативам, которые завышены. Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ.

А подрядчику от этого какой прок?

Подрядчику это на руку. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда строители не заинтересованы, чтобы на те или другие виды работ появились новые нормативы, потому что им выгоднее работать по завышенным, устаревшим. К нам иногда обращаются компании с какими-то новыми технологиями, мы делаем соответствующие нормативы, просчитываем стоимость строительства, показываем, а они отказываются применять - мол, слишком дешево получилось.

На объектах, где работают частные инвестиции, частные застройщики, деньги считать умеют, потому что они свои. И подрядчикам зачастую очень не сладко работать на внебюджетных объектах: там сметы не раздувают. А вот для государственного заказчика бюджетные деньги чужие. А сам объект частенько воспринимается как источник личной наживы. Если есть возможность на законных основаниях заявить стоимость работ больше, чем в реальности, какой подрядчик от этого откажется? Не секрет ведь, что слово "откат" из всех сфер экономики в первую очередь ассоциируется со строительством. И, увы, это так и есть.

При строительстве каких объектов происходит раздувание смет?

На тех стройках, где есть бюджетные средства. Это не только строительство жилья. У нас огромное количество инфраструктурных, транспортных строек, строительных проектов, связанных с энергетикой, нефтью, газом. Это, наконец, муниципальные программы, капитальный ремонт. То есть объем строительства с участием государства огромный. И на сметах государство может сэкономить до 15% средств.

Чтобы решить эту проблему, нужно оптимизировать нормативную базу, по которой определяется стоимость строительства. Между тем за последние 20 лет новые сметные нормы практически не разрабатывались, а опубликованные нормы на новые строительные материалы и технологии немногочисленны и разработаны по методике советской системы нормирования в строительстве. Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Во многих проектах (около 85%) стоимость существенно завышается.

По каким нормативам сейчас строят?

Сегодня действует система сметных нормативов ГЭСН-2001. Однако нормы и показатели этой базы почти не отличаются от разработанных в советское время СНиП-84 и СниР-91, разве что слегка отредактированы. Некоторые изменения чисто косметические. Корректировка показателей выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются за новые разработки. Деятельность же госучреждения, в обязанности которого входит создание новых нормативных документов, фактически свелась к продаже за немалые деньги сомнительных сметных нормативов и платным услугам по согласованию различных индивидуальных индексов и расценок. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации и искажает достоверность определения сметной стоимости по объектам бюджетного финансирования.

Сейчас мы пожинаем плоды нормотворческой деятельности чиновников как на федеральном, так на региональном уровне. Возвращение к административным методам ценообразования в строительстве в последние годы, попытки задушить зарождающийся рынок инжиниринговых и консультационных услуг в строительстве уже обернулись чрезмерным ростом стоимости строительства. Это вызывает недоверие к работе сметчиков, а их расчеты расцениваются как документальное подтверждение неэффективного, а нередко и коррумпированного строительного менеджмента - причем, увы, совершенно справедливо.

А как именно происходит раздувание смет? Какие нарушения при этом допускаются?

Таких нарушений много, основные перечислю. Это производство работ без утвержденной рабочей документации; постоянная корректировка сметной стоимости за счет различного рода дополнительных работ; несоответствие показателей расхода материалов при списании и производственных норм расхода материалов (в особенности на скрытые работы); закупка материалов по заведомо завышенным ценам; несоответствие транспортных схем доставки материалов; завышение объемов выполненных работ; неправильное применение норм и расценок на работы по новым технологиям, когда применяется импортная техника и современные материалы; учет затрат на эксплуатацию подержанной импортной строительной техники, приобретенной подрядчиком как новой; завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке; оплата выполненных ранее работ по текущим, более высоким ценам; применение завышенных индивидуальных расценок и индексов пересчета сметной стоимости, согласуемых на основе сговора с отдельными чиновниками и государственными структурами и т.п.

Кроме того, к необоснованному увеличению стоимости работ приводят существенные задержки с проведением конкурсов, заключением госконтрактов и открытием финансирования; частая смена подрядчиков - особенно на крупных объектах с длительными сроками строительства; применение некачественных материалов и устаревших технологий; неумение организовать эффективный производственный процесс строительства; низкая квалификация рабочих и инженерно-технического персонала; несовершенство законодательства.

Как можно изменить ситуацию?

Нужно создавать новую современную нормативную базу, максимально открытую и доступную для всех участников инвестиционно-строительного и ремонтно-строительного процесса. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти. Новая база должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ. Сейчас в первую очередь необходимо сосредоточиться на ускоренной разработке норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве и ЖКХ. На этом и нужно сконцентрировать усилия всех заинтересованных организаций.

Снижение затрат на строительство интересует любого участника строительства , но каждого по своему.

Для человека, не так хорошо разбирающегося в строительстве, важно знать следующее:

Сметная стоимость — стоимость строительства, реконструкции или ремонта того или иного объекта.

Но снижение сметной стоимости — это еще не снижение стоимости строительства .

В чем же отличие?

Изначально, составление смет производится на основе проекта, входящих в его состав спецификаций, содержащих все оборудование и материалы, необходимые для . При отсутствии проекта для конкретного объекта смета составляется на основе перечня работ и применяемых материалов, составленного заказчиком или подрядчиком.

Интерес заказчика в том, чтобы стоимость строительства, ремонта или реконструкции была ниже, не ухудшая качества работ и применяемых материалов.

Подрядчик заинтересован в получении высокой сметной стоимости . Для него она дает такие преимущества как:

1. Повышение прибыли.

2. Некоторый запас средств для исправления возможных ошибок.

Для каждой из сторон при этом решающее значение имеет сметная стоимость . Получив не удовлетворяющую сметную стоимость , заказчик заинтересован в ее снижении.

Снижение сметной стоимости — это лишь снижение потенциальных затрат на работы.

Грубо говоря, не глядя снизить сметную стоимость тех или иных работ с 1 000 000 р. до 500 000 р. конечно же возможно и весьма нетрудно.

Но важно знать всем и особенно заказчику — смета при таком подходе грозит оказаться «красивой бумажкой», которая будет радовать ровно до того момента, пока деньги на работы не закончатся фактически и не потребуется дополнительное вливание уже по доп. смете.

Многие компании и сметчики предоставляют такую услугу — «смета на сумму » или «оптимизация сметы «. Если бы мы хотели назвать корректирование сметной стоимости используя эти слова, мы бы сказали:

умная оптимизация сметы

Понимаем, что данная услуга востребована и актуальна. Здесь главное правильно ставить рамки. Сметчик , каждый конкретный, должен помимо своей работы видеть дальше, понимать, что итоговая стоимость очень важна, уважать клиента и его деньги и поступать по совести. Долг каждого сметчика доводить до заказчика суть всех изменений и решений по его смете, напоминать, что в конечном счете, строительство будет осуществляться и его необходимо будет довести до конца.

Нельзя увлечься и просто занизить смету, в конечном счете никто не продаст кирпич за пол-цены.

При обращении клиента с подобной заявкой к нам, рассматриваются все стороны будущего строительства, ремонта или реконструкции , взвешиваются все стороны и совместно с клиентом принимается решение по принципу определения сметной стоимости .