Уменьшение сметной стоимости. Изменение в сторону увеличения сметной стоимости госконтркта на строительство
Сметные нормативы
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает в себя сметные нормативы и другие нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости выполнения работ.
Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости работ.
Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда, необходимого уровня механизации, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.).
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и их корректировка в сторону уменьшения или увеличения не допускается.
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности и т.п.
К сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок. При применении в составе сметы материалов, отличных от учтенных в нормах Сборников без изменения состава работ, материалы, учтенные нормой, исключаются, а новые материалы учитываются как неучтенные по Сборникам сметных цен, ценам поставщиков.
Норма расхода материала принимается по норме Сборника, либо по нормам и технологии фирмы – изготовителя. Сметные нормы предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения работ. Нормы исполь-зуются также для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Основой для разработки стоимости работ в базисном уровне цен (далее именуются "единичные расценки" или "расценки") служат: элементные сметные нормы на конструкции и виды работ; сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин; сметные цены на материалы, изделия и конструкции. тарифные ставки В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.
- для нового строительства (ГЭСН; ФЕР; ТЕР; ГЭСНм; ФЕРм; ТЕРм; ГЭСНп; ФЕРп) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;
- для капитального ремонта (ГЭСНр; ФЕРр; ТЕРр) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;
Решение об использовании любой из перечисленных сметно-нормативных баз принимаются ЗАКАЗЧИКОМ .
Общие положения Основанием для определения сметной стоимости могут являться:
- исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, дефектные ведомости, пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения работ;
- действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
- отдельные решения соответствующих органов государственной власти и ЗАКАЗЧИКА.
Для определения сметной стоимости составляется сметная документация. Дефектная ведомость (опись работ), относится к первичным сметным документам, составляется специалистами (архитектор, инженер, технолог, при участии инженера-сметчика), на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения работ.
Сметная документация
Сметная документация составляется в текущем уровне цен. В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен: в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм; в текущем уровне, определяемом на основе цен , сложившихся ко времени составления сметной документации. Прогнозируемый уровень цен, на период проведения работ, определяется ЗАКАЗЧИКОМ.
При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: ресурсный; ресурсно-индексный; базисно-индексный; на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее от-ремонтированных объектов-аналогов или ранее выпущенной сметной документации по проектируемому объекту .
При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место реставрации, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников
Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые для ремонтно-реставрационных работ.
Базисно-индексный метод определения стоимости ремонтно-реставрационных работ текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен. На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов. Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы: к элементам прямых затрат (на комплекс или по видам работ); к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам работ).
Индекс состоит из целых чисел и трех знаков после запятой . Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом: для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, - индекс на оплату труда.
Дефектная ведомость
Дефектные ведомости содержат следующую информацию:
- наименование конструктивных элементов;
- описание текущего состояния конструктивных элементов;
- описание методов работ, в соответствии с технологическими рекомендациями;
- перечень видов работ по конструктивных элементам, видам отделки и т.п. с указанием объемов работ в соответствии с проектом и технологическими рекомендациями с необходимыми формулами расчета.
Дефектные ведомости составляются по объектам, не имеющим проектной документации:
- выход на место, технический осмотр, проведение необходимых обмеров с и фотофиксацией совместно с архитектором и технологом;
- определение мест производства работ и количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента нового материала в процентах или в принятых физических единицах измерения;
- составления описи по конструктивным элементам и видам работ с подсчетами объемов совместно с архитектором и технологом.
При наличии по объектам проектной документации:
- предварительное ознакомление с проектной документацией;
- выход на место для ознакомления с объектом и проведения необходимых замеров и фотофиксации совместно с архитектором и технологом;
- уточнение количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента нового материала в процентах в принятых физических единицах измерения (м, м, т и пр.);
- составления описи работ совместно с представителем заказчика и согласования ее с автором проекта;
- систематизация описи по элементам и видам работ.
Основанием для составления сметной документации на работы является:
- задание ЗАКАЗЧИКА данные на составление сметной документации рабочий проект, архитектурные, конструктивные, объёмно-планировочные и инженерные решения;
- проект производства отдельных видов ремонтных работ;
- исследование материалов и технологические рекомендации ведения работ;
- дефектная ведомость (опись работ), составленная специалистами (архитектор, инженер, технолог), при участии инженера-сметчика, на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения реставрационных работ;
- сметно–нормативная база на ремонтные работы;
- каталоги индивидуальных сметных норм и расценок.
Стоимость
Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.
Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ: материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря); средств механизации; трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации машин и механизмов).
В составе прямых затрат отдельными строками могут учитываться разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.
Накладные расходы учитывают затраты подрядчиков, связанные общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов ремонтных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце сметного расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете). Затраты на услуги испытательных лабораторий и по сертификации включаются в сметную документацию отдельными расчётами.
Возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений приводятся справочно, отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы", эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:
- трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих машины;
- время использования машин (маш.-ч);
- расход материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.).
Для выделения ресурсных показателей могут использоваться сметные нормы, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:
ведомости потребности материалов и сводные ведомости потребности материалов, составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные материалы, необходимые для производства специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм; данные о затратах труда рабочих и времени использования машин. При определении сметных затрат на эксплуатацию машин и сметной стоимости материальных ресурсов руководствоваться п.п.4.17-4.29 МДС 81-35.2004.
Накладные расходы в локальной смете определяются от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе:
- укрупненных нормативов применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;
- нормативов накладных расходов по видам ремонтно-реставрационных работ, применяемых при составлении локальных смет;
Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:
- общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;
- нормативов по видам ремонтных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);
- индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации.
Сметные расчеты
Объектные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять в текущем уровне цен, с целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости ремонтных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:
Сметные расчеты на отдельные виды затрат , необходимые для определения сметного лимита, если эти виды затрат не учтены в сметных нормативах, составляются аналогично составлению локальных сметных расчетов. При этом рекомендуется использовать образцы локальных сметных расчетов (смет).
Директивами намечено снизить сметную стоимость строительства не менее чем на 3—5% за счет более рациональных проектных решений, улучшения проектно-сметного дела, экономного расходования материалов и других мероприятий. Важную роль в этом должно сыграть постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 390 от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-сметного дела».
В этих целях необходимо:
- повысить ответственность проектных организаций, министерств, ведомств, органов экспертизы за качество проектов и правильное определение сметной стоимости строительства;
- улучшить использование материальных ресурсов в строительстве, обеспечить за пятилетие экономию: металлопроката в размере 9—11, цемента 8—10, лесоматериалов 18—20, стекла 10—12%.
Все это с учетом заданий по экономному расходованию материальных ресурсов в промышленности и на транспорте позволит в 1975 г. сэкономить, по примерным подсчетам, проката черных металлов 10 млн г, лесоматериалов 40 млн. м 3 , условного топлива 40—50 млн. т, электроэнергии 50 млрд. квт-ч и др.
Для осуществления поставленных задач предусмотрены высокие темпы развития капитального строительства (смотрите таблицу ниже).
Капитальные вложения в народное хозяйство СССР за восьмую пятилетку и запланированные на девятую пятилетку, млрд. руб.
Наименование показателей |
1966— 1970 гг. (фактически) | 1971— 1975 гг. (запланировано) | В том числе | ||||
1971 г. | 1972 г. | 1973 г. | 1974 г. | 1975 г. | |||
Общий объем капитальных вложений в народное хозяйство | 353,8 | 501 | 86,3 | 92,5 | 100,9 | 107,7 | 113,6 |
В том числе государственных | 301,9 | 432,2 | 73,5 | 79,5 | 87,4 | 93,4 | 98,4 |
Общий объем строительно-монтажных работ | 220,0 | 306,0 | 53,2 | 57,2 | 61,8 | 65,4 | 68,4 |
Общий объем капитальных вложений планируется на 41,6% больше по сравнению с восьмой пятилеткой.
Предусмотрено ввести в эксплуатацию 580 млн. м 2 общей площади жилых домов, на что ассигновано 73,5 млрд. руб. против 60,5 млрд. руб., освоенных за восьмую пятилетку. Рост объема подрядных строительно-монтажных работ предусмотрен девятым пятилетним планом на 43,2%, а по важнейшим министерствам-подрядчикам—в пределах 51,7—69,6%. Для осуществления дальнейшего развития всего народного хозяйства на пути повышения благосостояния народа капитальным вложениям даны следующие направления млрд. руб. :
В производственную сферу запланировано 77,4, а в непроизводственную — 22,6% всех капитальных вложений.
«Справочник строителя», М.С.Екельчик
Уровень индустриальности строительства можно охарактеризовать отношением объёма выполненных строительно-монтажных работ (в сметных ценах) на объектах полносборного строительства к общему объему выполненных строительно-монтажных работ. Объемы полносборного строительства и темпы его роста (смотрите таблицу ниже) зависят от объемов производства сборных, главным образом несущих и ограждающих конструкций. Показатели развития полносборного строительства Наименование показателей Годы 1960…
Ввод в эксплуатацию жилых домов в крупнопанельном исполнении возрастает в 1975 г. до 42,6 млн. м2 общей площади против 28,7 млн. м2 в 1970 г. , а производство крупнопанельных элементов жилых и соцкультбытовых зданий увеличится в 1,5 раза по сравнению с 1970 г. . Особое внимание уделяется внедрению сборности в сельском строительстве, усиливается мощность предприятий…
В условиях высокого уровня сборности и насыщенности строек механизмами особо важное значение приобретают поточные методы строительства, обуславливающие его организованность, ликвидацию простоев и эффективность. Наиболее прогрессивная форма организации строительного производства, обеспечивающая равномерное, непрерывное и ритмичное производство строительно-монтажных работ, постоянную загрузку рабочих, полное использование материально-технических ресурсов — поточное строительство. Особенно широкое распространение получил поточный метод в жилищном…
Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимая для осуществления строительства в соответствии с проектом. Она является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирование договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные работы, оплата расходов по приобретению оборудования и доставки его на стройки, а так же возмещение других затрат.
При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:
ресурсный;
ресурсно-индексный;
базисно-индексный;
базисно-компенсационный;
на основе стоимостных показателей по объектам-аналогам.
Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат). При таком методе устанавливаются раздельно в натуральных измерениях (м 3 , тонна, штука, чел-час и т.д.) расходы материалов и изделий, затраты времени на эксплуатацию машин, затраты труда рабочих, а цены на эти ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). В качестве нормативной базы используются Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ).Этот метод позволяет в дальнейшем достаточно точно пересчитывать сметную стоимость на новые цены.
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы.Индексами цен называют отношения текущих цен к базовым. В качестве базовых цен выделяют две базисные даты: цены на 1.01.1984г и 1.01.2000г или 2001г.
Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной на базисном уровне или уровне предшествующего периода.
В отличие от ресурсно-индексного метода, раздельного определения расхода ресурсов в натуральных показателях обычно не делается.
Приведение к текущим ценам выполняется путем перемножения базисной стоимости по каждой строке сметы на соответствующий индекс.
Базисно-компенсационный метод состоит в том, что определяется базисная стоимость с учетоможидаемых изменений цен и тарифов, а в процессе строительства она уточняется в зависимости отфактических изменений этих цен и тарифов.
Метод применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование при проектировании объекта стоимостных данных по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.
Выбор метода составления сметной документации законодательством не регламентируется и осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора (контракта) и общей экономической ситуации. Наиболее перспективным считается ресурсный и ресурсно-индексный методы, но пока преобладает базисно-индексный метод.
Пути снижения себестоисмости строительства
Себестоимость - это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.
Снижение затрат на продукцию, работы, услуги зависит от нескольких групп факторов: технологических, организационных иэкономических .
Технологические факторы связаны с техникой и технологией производства. Они предусматривают:
повышение прогрессивности и качества продукции, работ, услуг;
применение более современного и высокопроизводительного оборудования и техники (машин и механизмов);
повышения степени механизации и автоматизации производства;
применение ресурсных и энергосберегающих технологий;
повышение уровня технической и энергетической вооруженности труда;
ускорение внедрения достижений новой техники и инструментов;
применение высокоэффективных материалов.
Организационные факторы связаны с организацией производства и труда и их управлением и включают:
повышения уровня концентрации, специализации и кооперирования;
обеспечения ритмичности производства и других условий рациональной организации труда;
сокращение и полная ликвидация производственного брака, простоев оборудования и рабочих;
повышение квалификации работников и подбор кадров согласно технического уровня производства.
Экономические факторы состоят в повышении уровня управления и методов хозяйствования. Они включают:
совершенствование производственной структуры предприятия;
повышения уровня плановой, учетно-контрольной и аналитической работы;
улучшение социальных условий жизни трудового коллектива;
повышение культуры производства и состояния промышленной эстетики;
повышение компетентности административно-управленческого персонала (менеджеров) предприятия.
Таким образом, снижение себестоимости строительных работ можно достичь:
за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции;
за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин;
за счет повышения производительности труда;
за счет увеличения сборности строительства.
Государство выделяет на строительство и ремонт жилья, возведение инфраструктуры и социальных объектов огромные деньги. Но немалая их часть уходит в землю, вернее, распределяется по карманам участников строительного процесса. Как повысить эффективность использования бюджетных средств и оптимизировать денежные потоки в отрасли? Об этом "РГ" беседует с директором департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным.
Павел Владимирович, как можно повысить эффективность использования выделяемых на строительство государственных средств?
Если начинать "от печки", то, во-первых, - за счет оптимизации нормативной базы. Дело в том, что нормативные документы, определяющие стоимость строительства и ремонта, безнадежно устарели. В них заложены технологии строительства пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Действующие нормы и расценки на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. Но поскольку эти нормативы являются обязательными, строительные организации вынуждены закладывать в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки с явно завышенными и неадекватными показателями затрат. Получается так: реально стройка идет по новой технологии, применяются более эффективные решения, применяются другие материалы, а сметчивается эта стройка по нормативам, которые завышены. Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ.
А подрядчику от этого какой прок?
Подрядчику это на руку. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда строители не заинтересованы, чтобы на те или другие виды работ появились новые нормативы, потому что им выгоднее работать по завышенным, устаревшим. К нам иногда обращаются компании с какими-то новыми технологиями, мы делаем соответствующие нормативы, просчитываем стоимость строительства, показываем, а они отказываются применять - мол, слишком дешево получилось.
На объектах, где работают частные инвестиции, частные застройщики, деньги считать умеют, потому что они свои. И подрядчикам зачастую очень не сладко работать на внебюджетных объектах: там сметы не раздувают. А вот для государственного заказчика бюджетные деньги чужие. А сам объект частенько воспринимается как источник личной наживы. Если есть возможность на законных основаниях заявить стоимость работ больше, чем в реальности, какой подрядчик от этого откажется? Не секрет ведь, что слово "откат" из всех сфер экономики в первую очередь ассоциируется со строительством. И, увы, это так и есть.
При строительстве каких объектов происходит раздувание смет?
На тех стройках, где есть бюджетные средства. Это не только строительство жилья. У нас огромное количество инфраструктурных, транспортных строек, строительных проектов, связанных с энергетикой, нефтью, газом. Это, наконец, муниципальные программы, капитальный ремонт. То есть объем строительства с участием государства огромный. И на сметах государство может сэкономить до 15% средств.
Чтобы решить эту проблему, нужно оптимизировать нормативную базу, по которой определяется стоимость строительства. Между тем за последние 20 лет новые сметные нормы практически не разрабатывались, а опубликованные нормы на новые строительные материалы и технологии немногочисленны и разработаны по методике советской системы нормирования в строительстве. Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Во многих проектах (около 85%) стоимость существенно завышается.
По каким нормативам сейчас строят?
Сегодня действует система сметных нормативов ГЭСН-2001. Однако нормы и показатели этой базы почти не отличаются от разработанных в советское время СНиП-84 и СниР-91, разве что слегка отредактированы. Некоторые изменения чисто косметические. Корректировка показателей выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются за новые разработки. Деятельность же госучреждения, в обязанности которого входит создание новых нормативных документов, фактически свелась к продаже за немалые деньги сомнительных сметных нормативов и платным услугам по согласованию различных индивидуальных индексов и расценок. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации и искажает достоверность определения сметной стоимости по объектам бюджетного финансирования.
Сейчас мы пожинаем плоды нормотворческой деятельности чиновников как на федеральном, так на региональном уровне. Возвращение к административным методам ценообразования в строительстве в последние годы, попытки задушить зарождающийся рынок инжиниринговых и консультационных услуг в строительстве уже обернулись чрезмерным ростом стоимости строительства. Это вызывает недоверие к работе сметчиков, а их расчеты расцениваются как документальное подтверждение неэффективного, а нередко и коррумпированного строительного менеджмента - причем, увы, совершенно справедливо.
А как именно происходит раздувание смет? Какие нарушения при этом допускаются?
Таких нарушений много, основные перечислю. Это производство работ без утвержденной рабочей документации; постоянная корректировка сметной стоимости за счет различного рода дополнительных работ; несоответствие показателей расхода материалов при списании и производственных норм расхода материалов (в особенности на скрытые работы); закупка материалов по заведомо завышенным ценам; несоответствие транспортных схем доставки материалов; завышение объемов выполненных работ; неправильное применение норм и расценок на работы по новым технологиям, когда применяется импортная техника и современные материалы; учет затрат на эксплуатацию подержанной импортной строительной техники, приобретенной подрядчиком как новой; завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке; оплата выполненных ранее работ по текущим, более высоким ценам; применение завышенных индивидуальных расценок и индексов пересчета сметной стоимости, согласуемых на основе сговора с отдельными чиновниками и государственными структурами и т.п.
Кроме того, к необоснованному увеличению стоимости работ приводят существенные задержки с проведением конкурсов, заключением госконтрактов и открытием финансирования; частая смена подрядчиков - особенно на крупных объектах с длительными сроками строительства; применение некачественных материалов и устаревших технологий; неумение организовать эффективный производственный процесс строительства; низкая квалификация рабочих и инженерно-технического персонала; несовершенство законодательства.
Как можно изменить ситуацию?
Нужно создавать новую современную нормативную базу, максимально открытую и доступную для всех участников инвестиционно-строительного и ремонтно-строительного процесса. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти. Новая база должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ. Сейчас в первую очередь необходимо сосредоточиться на ускоренной разработке норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве и ЖКХ. На этом и нужно сконцентрировать усилия всех заинтересованных организаций.
Снижение затрат на строительство интересует любого участника строительства , но каждого по своему.
Для человека, не так хорошо разбирающегося в строительстве, важно знать следующее:
Сметная стоимость — стоимость строительства, реконструкции или ремонта того или иного объекта.
Но снижение сметной стоимости — это еще не снижение стоимости строительства .
В чем же отличие?
Изначально, составление смет производится на основе проекта, входящих в его состав спецификаций, содержащих все оборудование и материалы, необходимые для . При отсутствии проекта для конкретного объекта смета составляется на основе перечня работ и применяемых материалов, составленного заказчиком или подрядчиком.
Интерес заказчика в том, чтобы стоимость строительства, ремонта или реконструкции была ниже, не ухудшая качества работ и применяемых материалов.
Подрядчик заинтересован в получении высокой сметной стоимости . Для него она дает такие преимущества как:
1. Повышение прибыли.
2. Некоторый запас средств для исправления возможных ошибок.
Для каждой из сторон при этом решающее значение имеет сметная стоимость . Получив не удовлетворяющую сметную стоимость , заказчик заинтересован в ее снижении.
Снижение сметной стоимости — это лишь снижение потенциальных затрат на работы.
Грубо говоря, не глядя снизить сметную стоимость тех или иных работ с 1 000 000 р. до 500 000 р. конечно же возможно и весьма нетрудно.
Но важно знать всем и особенно заказчику — смета при таком подходе грозит оказаться «красивой бумажкой», которая будет радовать ровно до того момента, пока деньги на работы не закончатся фактически и не потребуется дополнительное вливание уже по доп. смете.
Многие компании и сметчики предоставляют такую услугу — «смета на сумму » или «оптимизация сметы «. Если бы мы хотели назвать корректирование сметной стоимости используя эти слова, мы бы сказали:
умная оптимизация сметы
Понимаем, что данная услуга востребована и актуальна. Здесь главное правильно ставить рамки. Сметчик , каждый конкретный, должен помимо своей работы видеть дальше, понимать, что итоговая стоимость очень важна, уважать клиента и его деньги и поступать по совести. Долг каждого сметчика доводить до заказчика суть всех изменений и решений по его смете, напоминать, что в конечном счете, строительство будет осуществляться и его необходимо будет довести до конца.
Нельзя увлечься и просто занизить смету, в конечном счете никто не продаст кирпич за пол-цены.
При обращении клиента с подобной заявкой к нам, рассматриваются все стороны будущего строительства, ремонта или реконструкции , взвешиваются все стороны и совместно с клиентом принимается решение по принципу определения сметной стоимости .