Естественные монополии и их регулирование. Регулирование естественных монополий

Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Правила поведения фирм-монополистов

Монополистические объединения сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на продаваемую ими продукцию. В условиях свободной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.

Профессора Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи (США) так раскрывают механизм монополистического ценообразования: "монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения"

Приведем основные признаки естественной монополии:

  • 1) юридическое основание установления (закрепления), реализации и прекращение режима.
  • 2) соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции» их разграничение по предмету и средствам правового регулирования.
  • 3) сферы (границы) действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования, а также отношения на которые распространяется законодательство о регулируемых монополиях.
  • 4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей как в сфере отношения с третьими лицами, так и во внутрифирменных процессах.
  • 5) система регулирования деятельности субъектов монополий.

Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут свое "ценопроизводство".

Первое правило . Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Предположим, что в какой-то отрасли до захвата ее рынка монополией (то есть в условиях конкуренции) цена равновесия (LL) образовалась на уровне точки равновесия (Р), где пересеклись кривая спроса (C1-C2) и кривая предложения (П1-П2). При этом равновесный объем выпуска продукции составил величину Кр. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает уровень выпуска продукции до величины КМ. Это в конце концов позволяет установить монопольно высокую цены ЦМ.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цена на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Второе правило . Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм. Наглядно представить их поведение можно на рис. 1.2.

Рис. 1.2.

Допустим, что в отрасли, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, в условиях конкуренции равновесная цена (Цр) устанавливается на уровне точки равновесия (Р) при пересечении кривой спроса (C1-С2) и кривой предложения (П1-П2). Тогда равновесное количество продаваемого сырья составляет величину Кр. Но когда монопсония уменьшает закупки продукции у фермеров до уровня Км, устанавливается монопольно низкая цена Цм,. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка реализуемой продукции. монополия рыночный цена

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Третье правило . Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую "дань" посредством так называемых "ножниц цен". Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Цихоцкий Ф.Н., студент факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве РФ»

Телкова М.Г., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве РФ»

Кривцова М.К., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет

при Правительстве РФ»

Цель работы. Изучение теоретических и практических проблем государственного регулирования естественных монополий, этапов формирования основных понятий в области монополий, а также анализ настоящей ситуации и формированию мер по их улучшению.

Материалы и методы. Рассмотрены теоретические основы государственного регулирования естественных монополий, понятия основных экономических процессов, связанных с ними, трансформация и развитие этих понятий с момента появления такого явления, как монополия и по сегодняшний день. Дан анализ современного мирового и особенностей российского опыта, а также основных инструментов регулирования.

Результат. Определенны задачи и основные принципы эффективного регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами управления для анализа деятельности естественных монополий в контексте экономического развития современной России.

Ключевые слова: регулирование, монополия, национальная экономика.

STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

Tsikhotsky F., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation Telkova M., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation

Krivtsova M., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation

Purpose of the work. Study of theoretical and practical problems of state regulation of natural monopolies, the stages of formation of the basic concepts in the field of monopolies, as well as analysis of the current situation and the formation of measures to improve them.

Materials and methods. The theoretical basis of state regulation of natural monopolies, basic concepts of economic processes associated with them, the transformation and development of these concepts with the appearance of such a phenomenon, as a monopoly, and the present day. An analysis of the features of the modern world and the Russian experience, as well as the main regulatory instruments.

Result. Determined are the objectives and basic principles of effective regulation of natural monopolies in the Russian Federation.

Conclusion. The results can be used by government authorities to analyze the activities of natural monopolies in the context of economic development in Russia.

Keywords: regulation, natural monopoly, national economy

Тема монополий, их роли и места в экономике появилась относительно недавно - в начале XIX в. Уже к шестидесятым годам ХХ века учение о монополиях прочно вошло в экономическую теорию, став её частью. Значимость данной темы с тех пор лишь возрастала, так как от наличия или отсутствия в хозяйстве страны данного типа рыночной структуры зависел ход экономических процессов.

Чтобы раскрыть суть исследования данной темы необходимо начать с теоретических основ и понятия естественных монополий, рассмотреть их функционирование и регулирование за рубежом и в России, выявить основные мировые тенденции в области государственного регулирования последних.

Проблема естественных монополий рассматривалась экономистами уже с XIX века. Первыми взялись за её анализ Антуан-Опп-стен Курно и Джон Стюарт Милль. Они рассматривали проблему с практической стороны. В области теории и практики государственного регулирования отраслей естественных монополий важные научные результаты отражены в работах Л. Вальраса, К. Менгера, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина, А. Марщалла, Дж. Гэлбрейта, А. Пигу.

С самого зарождения экономической теории складывалось понимание необходимости формирования чётких понятий для явлений, процессов экономики. Таким образом, образовывались предпосылки к созданию объективной терминологической базы, необходимость которой была обусловлена разнообразным пониманием одних и тех же понятий учёными-экономистами как разного времени, так и разных стран. Постепенно сложился понятийный аппарат и произошло становление экономики как науки (XVIII век).

Однако, чем быстрее развивалось общество, тем быстрее развивалась и экономика. Появлялись всё новые и новые процессы, явления, рынки и рыночные структуры. Наконец, в восьмидесятых годах XIX века в Германии стали появляться первые монополии1. Затем они распространились по странам Европы, появились в США, чуть позже и в России. Это было связано, прежде всего, с бурным ростом экономики, который основывался на технологическом прогрессе. Производство росло и укрупнялось. Оно требовало огром-

ных капиталовложений в НИОКР, а мелкие фирмы просто не могли себе этого позволить.

Первое отношение к монополиям было как к естественной ситуации, неизбежной на рынке. Государство и правительство не препятствовало их деятельности, учёные рассматривали их как новое, малоизученное явление, не уделяя должного внимания. Первая Мировая война не слишком изменила ситуацию, наоборот - экономический анализ показал, что именно высокая степень монополизации экономики помогла странам наиболее эффективно осуществлять производство в условиях военного времени. Чаще всего такие компании получали государственные заказы на определённые социально экономически значимые товары, а также на товары ВПК. В таких условиях предприятию было комфортно существовать в качестве единственного производителя блага, оно получало огромные сверхприбыли, а государство - массовое производство без задержек, столь необходимое в военное время.

Окончание войны привело к сокращению государственных инвестиций, гособоронзаказов и других товаров, массово закупаемых у монополий. В результате деятельность монополий «тормозила» оживление малого бизнеса и развитие мировой торговли. Обладая огромными производственными мощностями, монополисты могли не боятся конкуренции, а привычную сверхприбыль получали уменьшая производство и завышая цены. На рынке образовывался дефицит. Многие эксперты рассматривают в качестве одной из причин Великой Депрессии (1929-1933 гг.) и кризиса, который затем прокатился по всему миру именно монополизацию рын-ка2. Так из позитивного отношения к монополии сложилось крайне негативное отношение.

В процессе реформ, направленных на борьбу с кризисом в США, а затем и на устранение последствий мирового экономического кризиса 1929 года, монополии были признаны помехой нормальному функционированию рынка.

В результате реформ, проведенных Кейнсом, создавались специальные антитрестовые законы для регулирования монополий, однако, некоторые монополии всё же были признаны даже в США.

В основном это происходило в отраслях с высоким порогом перехода положительного эффекта от масштабов производства в отрицательный, т.е. в отраслях, где минимум долгосрочных средних издержек достигался только при больших объёмах выпуска, а то и при наличии только одной фирмы в отрасли (примерами таких отраслей могут служить - железные дороги, система транспортировки нефти, газа, электроэнергетика, водоснабжение и другие). Такие монополии стали называть естественными монополиями и именно о них пойдет речь.

Таким образом, отношение к современным естественным монополиям остаётся неоднозначным. Большинство учёных-экономистов сходятся на том, что естественные монополии имеют право жить, так как ничем иным их заменить просто невозможно. Возьмем, к примеру, железные дороги и представим, что каждой железнодорожной веткой между городами будет владеть отдельная организация. Разрушится единое экономическое пространство, в разы возрастет стоимость транспортировки. Ничего хорошего в разукрупнении организации, монополизирующей железные дороги, не будет.

Экономическая теория предусматривает три основных способа регулирования естественных монополий: по ценам, по прибыли и по объёму производства. Также выделяется институциональный подход регулирования.

Стоит отметить, что регулирование цен продажи товаров естественными монополиями один из распространённых способов регулирования естественных монополий. Существует несколько способов установления цен:

■ определение цены, равной предельным издержкам и равной спросу. Его называют правилом Рамсея или ценами Рамсея.

■ установление максимальных цен на уровне средних общих издержек при равенстве их спросу.

■ двухступенчатый тариф, суть которого заключается в разделении потребительских платежей на две части - первой будет являться некое подобие абонентской платы (фиксированная сумма с любого потребителя), а второй будет выступать плата за каждую единицу продукции (услуги) в соответствии с ценой, которую устанавливает государство.

Методы регулирования прибыли и объёмов производства субъектов естественных монополий являются производными от методов установления цен. Суть заключается в следующем - устанавливая максимальный размер прибыли или минимальный объём производства, мы диктуем монополисту уровень цен.

Что же касается институционального подхода к регулированию естественных монополий, то этот подход призван заменить достаточно сложную систему подборки цен для монополиста в соответствии с его издержками. Суть его заключается в следующем - для отрасли естественной монополии каждый определённый промежуток времени государством проводиться конкурс (тендер) на обладание права монопольного выпуска продукции. Это позволяет выбрать наиболее эффективного производителя. Данный метод считается сегодня наиболее перспективным, так как позволяет более объективно регулировать естественную монополию, а также призван создать конкурентные условия.

С помощью вышесказанного были выявлены основные теоретические аспекты естественной монополии. Теперь нам стоит перейти к практическим, а именно охарактеризовать деятельность естественных монополий в экономике зарубежных стран и России, а также выявить основные мировые тенденции в области государственного регулирования и их функционирования.

Для этого следует рассмотреть и проанализировать антимонопольное и антитрестовой законодательства (США) передовых развитых западных стран, которые впервые столкнулись с таким явлением рынка, как монополия. Среди этих стран: передовые страны Европы, такие как Германия, Великобритания, а также Соединённые Штаты Америки.

Проанализируем знаменитые антитрестовые законы США, которые являются первыми и наиболее практичными законодательными актами, направленными на борьбу с монополизмом и регулирование рыночной конкуренции, в том числе и естественных монополий. Что же это за законодательство? Антитрестовое законодательство - «законы и другие правительственные акты, способству-

ющие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты»3 Первым антитрестовым законом в истории США и мира стал акт Шермана, принятый в 1890 году.

В 1914 году были приняты два новых акта, которые были призваны улучшить акт Шермана, так он был признан довольно неясным, так как любое объединение часто могло стать причиной особого внимания прокуроров. Этими законами стали "Акт о федеральной торговле комиссии" и "Акт, дополняющий существующие законы против незаконных ограничений и монополий и других целей". Первый регламентировал деятельность нового органа при правительстве США - Федеральной Торговой Комиссии, которая была создана, в том числе, и для того, чтобы проверять объединения и сделки фирм на соответствие рыночности и сохранения независимости - недопущение создание трестов. Этот акт существует до сих пор и его основная цель - это защита конкуренции. Второй акт (иначе - акт Клейтона) предусматривал ряд поправок и изменений в акт Шермана. Он был направлен против слияния компании, то есть против той практики, которая получила широкое распространение в США с начала 20 века и использовалась монополистическими кругами, как для укрепления своих позиций в отношении конкурентных конкурентов, так и для усиления своего общего веса в экономике страны. Здесь говорится, что " ни она компания, занятая в торговле не будет приобретать, прямо или косвенно, полностью или частично, акции или иной акционерный капитал другой, также участвующий в торговле корпорации, если результатом такого приобретения может быть существенное ослабление конкуренции между корпорации - той, чьи акции скупаются, и той, которая совершает покупку - или ограничения торговли в какой-либо части или районе страны или тенденция к установлению монополий в какой-либо сфере торговли "

До 80-х годов вводилось множество иных актов, которые меняли антитрестовое законодательство, однако главное оставалось тем же - государство было против монополий. Однако в 80-е годы двадцатого века сформировалась так называемая Чикагская школа экономистов. Они относились весьма критично к серьёзному вмешательству государству в дела регулирования конкуренции в части недопущения монополий. Их идея заключалось в том, что подобное вмешательство создает дисбаланс в экономике США, что вызывает монополистические искажения. Эта группа экономистов предложила иной путь - антитрестовское регулирование должно было применяться только в тех случаях, когда действия отдельных фирм подрывают конкуренцию, препятствую доступу на рынок других фирм или используют свои рыночные возможности для ограничения производства. Так были сформулированы следующие правила:

1. Антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счёт внутренних ресурсов

2. Слияния должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства (по объёму, ассортименту и т.д.) за счёт роста рыночной доли вновь созданных компаний

3. Наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, т.е. ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка и т.д.

4. Ограничения конкуренции по вертикали (т.е. соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться, так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети

По сути, именно последний пункт означал эпоху разрешения существования естественных монополий. На основе этих идей в 1982 году был создан закон - усовершенствованная версия закона Уэбба-Померена, который предусматривал разрешение создания ассоциация производителей товаров на экспорт, т.е. разрешил естественную монополию для экспортных отраслей. В дальнейшем (1984 год) было принято ряд решений, смягчающих законодательство, стали допускать вертикальные и конгломератные объединения, а затем и часть горизонтальных объединений. В 1983 году был

1 Энциклопедия всемирных исторических имён, названий, событий // http://www.history-names.rU/m/monopolii.shtml

2 Всемирная история новейшего времени: Ч.1 - 1917 - 1945 годы. http://yourlib.net/content/view/1902/33/

3 Академик-Словарь // http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/3026

принят Закон о производительности труда и нововведениях. Его основное значение было в разрешении естественных монополий в сфере НИОКР.

Особенностью современного антитрестового законодательства США является факт допущения деятельности компаний, которую можно трактовать как монополистическую. Но оценивается она, прежде всего, с точки зрения воздействия на эффективность экономики. И если признано, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, то она не подвергается антимонопольным санкциям.

Существует два пути реализации законодательства. Первый пусть - судебно-законодательный. Он заключается в том, что Министерство юстиции и суды преследуют по закону и наказывают за нарушение антитрестовского закона. Истцом и ответчиком может быть любое физическое или юридическое лицо - отдельный гражданин, частная компания или государственная организация. Если компания-ответчик признается виновной в нарушении антитрестовского закона, против неё применяются уголовные или гражданско-правовые санкции. Второй путь - административный. Его суть заключается в том, что регулирование происходит не в судебном процессе, а в мировом соглашении. Инструменты административного пути - многочисленные "инструкции" и "руководства", выпускаемые федеральной торговой комиссией в дополнение к антитрестовским законам. Административные расследования нарушений антитрестовского законодательства, проводимые ФТК, ведут не к наказанию, а лишь к отмене неправильных решений компаний.

Таким образом, регулирование конкуренции в США имеет достаточно большой практический опыт, а множественный законодательные акты позволяют достаточно успешно регулировать деятельность объединений предприятий и естественных монополий. Безусловно, данное законодательство, пройдя столь долгий путь становления, является наиболее эффективным, по крайней мере, в условиях экономики США. Мы рассмотрим возможность применения методов американского законодательства в условиях российской экономики в следующей главе.4

Естественные монополии в России появились позднее монополий Запада и Америки, и отличались определенной своеобразностью. Немаловажную роль в их появлении зачастую играли иностранные компании, стремящиеся захватить перспективный рынок сбыта. Большую роль сыграл и советский период, который установил командно-административную экономику, основаннную на предприятиях-гигантах, а значит на естественных монополиях. Таким образом, условия в России в современности весьма специфические - из-за позднего по сравнению с миром появления монополий в экономики достаточная правовая и судебно-практическая база отсутствует, а период СССР создал исторически обусловленные ныне естественные монополии. Одним из первых монополистических объединений, возникших на территории России, которое в дальнейшем переросло в полноценную монополию, а затем подверглось государственному регулированию, стало промышленное объединение в Санкт-Петербурге, созданное в 1886 году при содействии немецких предпринимателей.5 Объединилось шесть фирм, которые занимались изготовлением различных металлических изделий, прежде всего - гвоздей и проволоки. Но это был не картель по образцу европейских стран и не трест - по образцу Соединённых Штатов. Это был своеобразный феномен русского предпринимательства под влиянием европейского капитализма - синдикат. Синдикаты были переходной формой между картелем и трестом. Синдикат - это объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть6 Синдикат создаёт некое общее торговое товарищество, которое затем заключает договор о продаже с каждым из членов синдиката. (Также они могут создаваться банками, и тогда члены банковского синдиката приобретают ценные бумаги, выпускаемые любым участником группы.) Буквально за семь лет данная организация смогла захватить более четырёх пятых всего объёма продажи гвоздей, даже переименовав синдикат в соответствующее профилю название «Гвоздь», став, по сути, монополистом в сфере производства и продажи гвоздей. Подобная ситуация возникает и в других отраслях. Например, в 1887 году, всего через год после первого синдиката, возникает синдикат в отрасли, занимающейся производством сахара, который менее чем за пять лет смог, благодаря использованию эффекта масштаба, ценовой дискриминации и нечестной конкуренции собрать под себя практически все заводы, производящие сахар (независимыми осталось около десяти процентов предприятий). Самый крупный син-

дикат возникает немного позже, в 1902 году, в отрасли, которая предрасположена к образованию в ней естественной монополии в виду высокая отдачи от эффектов масштаба - металлургической отрасли. Там возникает организация «Продамет», быстро вытеснившая конкурентов с рынка и объединившая торговлю выпуском большей частью производства металлургических заводов. Синдикаты возникали в медной отрасли, отрасли по производству кровли, железнодорожных вагонов, нефтедобыче, текстильной промышленности, и государство достаточно быстро стало осознавать, что такими темпами экономика может и заглохнуть - всё мелкое предпринимательство было бы подвергнуто слияниям с синдикатами, а те, в свою очередь, существовали только ради своей собственной выгоды, разъедая экономику изнутри.

Своеобразие развития заключалось также и в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций, что затем нашло применение, как в советский период, так и в современное время в области регулирования естественных монополий.7

Проблема бурного развития синдикатов решилась в России коренным образом - в результате Октябрьской революции. Новое правительство, придя к власти, проводило экспроприацию и национализацию, в итоге устранив такое явление, как частное предпринимательство, создавая экономику, планируемую сверху - командно-административную. Официально, монополии и синдикаты перестали существовать, однако рассматривая деятельность советских предприятий, мы сможем сделать вполне адекватный вывод -промышленные отраслевые гиганты, по своей сути, являлись естественной монополией, с единственным отличием - полной подконтрольностью государству. Конечно, централизованное планирование выпуска не давало таких негативных эффектов для экономики, какие могли бы быть от существования лишь косвенно регулируемой монополии, однако такая система не позволяла рационально использовать преимущества от эффекта масштаба, так как предприятия, прежде всего, должны были производить не столько, сколько могли или им нужно было для существования прибыли, а столько, сколько требовалось национальной экономике и Госплану. Напрочь отсутствовала какая-либо мотивация к заработку прибыли или увеличению доходности (да и возможностей сделать это не было - не нарушать же производственный план), поэтому Х-неэффективность набирала ужасающие обороты. Но именно 70-летнее советское прошлое, акцент на небольшом количестве предприятий - промышленных гигантов, создал большую предрасположенность рынка к монополизации в 90-е годы, что побудило к созданию специального законодательства и организации контроля и регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации.

С 1992 года начался переход от экономики плановой, командно-административной к рыночной и предстояло перевести предприятия, находящиеся в государственной собственности и действующие как монополисты, в частные руки. Особые проблемы были связаны с электроэнергетикой, газовой промышленностью и железными дорогами, так как организовать их, ввиду экономической целесообразности, предстояло с решающей долей капитала государства, так как допустить монополии в частных руках Российская федерация в этих отраслях просто не могла. Отсутствие законодательной и нормативной базы, опыта и традиций экономического регулирования в России, большие размеры и слабая «прозрачность» отраслевых хозяйственных структур в этих отраслях объективно затрудняли быстрое создание соответствующей системы государственного регулирования.

Государственный монополизм в Российской Федерации, складывался под влиянием следующих факторов:

1. существовала административно-командная система управления: директивное управление и централизованные доходы предприятий;

2. устойчивый и массовый дефицит, порождавший монополии, а затем и воспроизводимый ей самой, так как она не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

3. производство было концентрировано и специализировано. Выделялась и распространялась в своё время система натурального распределения, которая разрушала рынок и обеспечивала всеобъемлющую власть монополистов.

Наконец, в 1995 году был принят известный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Он определил сферу регулирования, основные понятия, связанные с естественными монополиями, указал органы, уполномоченные регулировать естественные монополии, указал отрасли народного хозяйства, в которых «регулируется деятельность субъектов естественных мо-нополий»8:

■ транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

■ транспортировка газа по трубопроводам;

■ железнодорожные перевозки;

■ услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

■ услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

■ услуги по передаче электрической энергии;

■ услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

■ услуги по передаче тепловой энергии;

■ услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

■ захоронение радиоактивных отходов.

Были введены санкции за нарушение законодательства о защите конкуренции9, естественной монополии и изменение тарифов, указываемых Федеральной службой по тарифам.

Данные законы функционируют и по сей день, регулярно пополняясь всё новыми уточнениями как в главном законе («О естественных монополиях»), так и приказами ФСТ. Но какова же ситуация с естественными монополиями сейчас? Может стоит вовсе отказаться от них, разукрупнить предприятия административным путём или в современных российских условиях это будет экономически неэффективно?

Итак, что бы мы ни говорили о всевозможных методах регулирования естественных монополии и об истории их существования в России, для нас остаётся актуальным единственный вопрос - что же есть естественная монополия для российской экономики сейчас - благо или зло? Возможно, правительству уже пора исключить естественную монопольную из перечня возможных форм существования предприятий в нашей стране, а может и наоборот - стоит укрупнить неэффективные отрасли в одну, которая при мощном предприятии гиганте сможет, наконец, выйти на путь получения прибылей, попутно восстанавливая и продвигая забытый экономикой сектор производства. Решение этого вопроса мы и займёмся в этом параграфе.

Россия, как уже не раз отмечалось ранее, страна, подвергшаяся продолжительному воздействию административной политики не только в сфере экономики, но даже и в сфере менталитета. Дух предпринимательства, инициативность сейчас рассматривается как нечто подозрительное, незаконное, и только в последние годы ситуация начинает показывать положительные тенденции в сторону столь ненавистного для советской власти «капиталистического» склада ума. Одновременно возникает и вопрос - если ценится индивидуальность, предприимчивость, то почему в стране основные доходы бюджета10 идут от налоговых поступлений, а основными налогоплательщиками11 - крупные компании - естественные монополисты: «Газпром» и «Роснефть»? (Конечно, мы не можем отнести «Роснефть» к естественным монополистам, так как нефтяная отрасль в данный момент не полностью лежит в сфере действия закона «О естественных монополий». Мы имеем право говорить только о сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам)

Но если разобраться, то это заявление верно ровно наполовину. Как единичные плательщики, естественные монополии приносят бюджета гораздо больше налоговых поступлений, чем любая

другая фирма (за исключением особо важных, но убыточных отраслей - например, РЖД), но в целом того же НДФЛ уплачивается гораздо большая сумма (сравним - 74,5 млрд. долларов в 2008 году по НДФЛ, и 22,4 млрд. долларов - уплатил Газпром).12 Т.е. естественные монополии, как единичные предприятия, за счёт своего масштаба и колоссального выпуска и объёма оказываемых услуг, создают большую налогооблагаемую базу, чем конкурентное предприятие. Таким образом, нами выявлен один из факторов, говорящий нам о том, что естественные монополии в России эффективны - достаточно интенсивный поток налоговых поступлений в государственный бюджет.

Также весьма важен тот факт, что отрасли, в которых действуют естественные монополии являются основой для функционирования всей экономики в целом. Что бы делала промышленность, если бы естественные монополии в топливно-энергетическом комплексе не регулировались? Очевидно, результаты были бы плачевны. Но ещё хуже была бы попытка разрушения естественных монополий - новые фирмы не смогли бы удовлетворять спрос экономики на нефть, газ, связь и транспорт в том объёме, который могли себе позволить субъекты естественных монополий, обладая значительным эффектом от масштабов производства. Это ещё один аргумент за существование естественных монополий.

Естественные монополии в России, на данный момент, неизбежны - основанные на советских, старых предприятиях-гигантах, фирмы просто не могут существовать при низком объёме выпуска. Так мы можем наблюдать за отраслью отечественного машиностроения, где «АвтоВАЗ» просто не в состоянии получать прибыль при столь низком спросе на их продукцию именно потому, что предприятие изначально строилось на принципе «будет обеспечивать всю страну». Но если в данной отрасли спрос низок, то, скажем, в газовой, он куда выше. И обеспечить его при нынешнем уровне изношенности основных фондов предприятий просто невозможно для обособленных предприятий.

К «старым» проблемам в последнее время прибавилась ещё одна новая - вступление в ВТО. Конечно, мы не можем говорить о нём как о безусловном вреде для экономики, но мы сейчас говорим об естественных монополиях. В условиях увеличения импорта из стран, входящих в ВТО, может достаточно значительно снизиться цена и эффективность производства, увеличиться спрос на продукцию естественных монополий, а также увеличится приток иностранных инвестиций. Это, в свою очередь, способно породить слабо контролируемую ситуацию на рынке, способную привести к непредсказуемым изменениям на рынке и государство просто обязано иметь для себя опору, которой уже привычно выступят естественные монополии. Более того, в условиях повышения спроса на железнодорожные перевозки, транспортировку газа и нефти к местам производства (т.к. производство при притоке инвестиций будет набирать обороты), эффективно действовать и полностью обеспечивать потребности экономики с наименьшими издержками для себя, а значит и для всей экономики в целом, смогут лишь субъекты естественных монополий.

Следовательно, подведём итог роли естественных монополий в Российской Федерации. Первое - естественные монополии являются крупнейшими налогоплательщиками государства, а значит значительная доходная часть бюджета формируется ими. Второе -естественные монополии обеспечивают национальную экономику необходимыми благами и услугами при минимальных издержках, хоть и не исчезает фактор Х-неэффективности. Третье - несмотря на определённые негативные моменты, государство не может отказаться от естественных монополий, единственный выход лишь сократить их влияния определёнными секторами, выделив возможные рыночные.

4 Пухова М.М., Бутова Е.В., Толмачев В.П. Актуальные вопросы развития холдинговых структур в отечественной экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. №1(25) с.81-86

5 Сайт финансовой аналитики Forex // http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/ Economic_and_legal_terminologyl389_Монополия_монополист_Monopoly_Monopolist/

6 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

7 Петрова Ю.И., Кривцова М.К., Белозерова В.А. Лоббирование как форма объединения интересов бизнеса и власти. //Наука и современность. 2013. №24. с.283-287

8 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст.4.1.

9 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

10Официальный сайт МинФина // http://info.minfin.ru/kons_doh.php

11 Ведомости // http://www.vedomosti.ru/companies/news/7637101/rosneft_dobudet_v_2012_g_okolo_122_mln_t_nefti

12 Справочно-информационный портал // http://samogo.net/articles.php?id=318

Изучив теорию и историю естественных монополий, мы пришли к закономерному выводу, что такая отрасль, где единственное предприятие эффективнее остальных вполне реальна и существует во многих экономиках мира. Как и любое явление, существование естественной монополии несёт в себе как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным моментам мы можем отнести уменьшение издержек производства, полное использование положительного эффекта от масштабов производства, развитие и внедрение научно-технических и опытно-конструкторских исследований, проектов и изобретений, обеспечение полной информации о рынке, возможность улучшения качества и аккумуляция значительных финансовых средств на дальнейшее развитие. Однако им противопоставлены и негативные последствия- существенное занижение объёмов производимой продукции и оказываемых услуг, отсутствие стимула улучшения качества продукции и даже тенденция к снижению его для экономии на издержках при сохранении завышенных цен, жёсткая диктатура в отношении мелких конкурентов, разрушение рыночных принципов функционирования экономики, торможение развития взаимосвязанных отраслей народного хозяйства.

Литература:

1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»

3. Микроэкономика. Теория и российская практика / Москва: 2005 г. под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова, КНОРУС

4. Managerial Economics / Москва: 2011 г. под ред. А.Г.Грязно-вой и А.Ю.Юданова, КНОРУС

5. Естественные монополии России / под общей редакцией Ю. З. Саакяна; Институт проблем естественных монополий. - М.: ИПЕМ, 2007. - 408 с.

6. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий. Цели, направления и результаты развития. - Москва, 2011.

7. Механизмы и социально-экономические последствия реформирования естественных монополий / Алексее Е.А. - Москва: 2012.

8. Курс экономической теории: учебник - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2006 г.

9. Примо У. Прямая инфраструктурная конкуренция: миф о естественной монополии - 1986

10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

11. Пухова М.М., Бутова Е.В., Толмачев В.П. Актуальные вопросы развития холдинговых структур в отечественной экономике / / Экономика и управление: проблемы, решения. №1(25) с.81-86

12. Петрова Ю.И., Кривцова М.К., Белозерова В.А. Лоббирование как форма объединения интересов бизнеса и власти. //Наука и современность. 2013. №24. с.283-287

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Коровайцев А.А., генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), к.ф-м.н.

Саков А.А., директор департамента общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), д.э.н., доцент Слепынцева Л.И., начальник отдела департамента общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

В статье раскрыты содержание процедуры разработки, ведения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и основные направления их модернизации в краткосрочной перспективе.

Ключевые слова: общероссийские классификаторы; технико-экономическая информация; социальная информация; система.

MODERN STATE AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ALL-RUSSIA CLASSIFICATORS FOR TECHNICAL, ECONOMIC AND SOCIAL

Korovayitsev A., General Director at Federal State Unitary Enterprise «Russian Science And Technology Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»), candidate degree of physical and mathematical

Sakov A., Head of the Division of All-Russia Classificators of Technical, Economic and Social information at Federal State Unitary Enterprise «Russian Science And Technology Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE

«STANDARTINFORM»), doctorate degree of economic sciences Slepyntseva L., Head of the Department of All-Russia Classificators of Technical, Economic and Social information at Federal State Unitary Enterprise «Russian Science And Technology Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE

«STANDARTINFORM»)

The article reveals the contents of the procedure of the development, accounting and application of all-Russia classificators for technical, economic and social information as well as main directions for their modernization in short-term perspective.

Keywords: all-Russia classificators, technical and economic information, social information, system.

Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р , предусмотрено обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, развитие технической и технологической основы становления информационного общества. Реализация этих задач обеспечит существенное сокращение транзакци-

онных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде.

Выполнение данных задач детерминирует развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, реализация которого потребует применения общероссийских классификаторов

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.

Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.

Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3

Рис. 30.1. Естественная монополия и ее регулирование

Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль".

Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Другие материалы по теме

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ  


Регулирование конкурентных отраслей. Может быть, наиболее глубокое критическое замечание в адрес отраслевого регулирования состоит в том, что иногда оно применялось в отраслях, которые не являются естественными монополиями и которые при отсутствии регулирования были бы полностью конкурентными. Регулирование в особой мере использовалось в таких отраслях, как грузовые и авиаперевозки, где эффект масштаба невелик и естественные барьеры для внедрения в отрасль новых конкурентов относительно слабы. Утверждают, что в таких случаях само регулирование, ограничивая вхождение в отрасль, создает скорее монополию, чем условия, изображенные на рис. 24-1. В результате устанавливаются более высокие цены и меньший объем выпуска, чем были при отсутствии регулирования. Вопреки теории регулирования в интересах общества выгоду от регулирования получают сами регулируемые фирмы и их служащие. Проигрывают же общество и потенциальные конкуренты, для которых вхождение в отрасль затруднено.  

Экономический аргумент против монополии - потери "мертвого груза", связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов , - не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов . Их цель намного шире - способствовать защите конкуренции вообще. Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.  

Функциями ФЭК, в частности, являются установление тарифов на электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электрической энергии установление по представлению региональных энергетических комиссий предельных размеров платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации , и контроль за размером платы за указанные услуги разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере тарифов на электрическую и тепловую энергию рассмотрение разногласий, возникающих между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального оптового рынка электрической энергии, и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принятие решений по рассматриваемым разногласиям с установлением предельных величин тарифов для конечных потребителей , обязательных для применения проверка хозяйственной деятельности коммерческих организаций , для которых тарифы на отпускаемую электрическую энергию устанавливаются ФЭК, в части, касающейся размеров указанных тарифов. Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального оптового рынка электрической энергии, тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются ФЭК, утвержден постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 7931.  

Налицо имеется необходимость упорядочить ценообразование на продукцию и услуги естественных монополий . В 1996 году основным направлением государственного регулирования было ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности в соответствии с постановлением правительства от 12 февраля 1996 года "О мерах по ограничению роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий ". Замораживание цен и тарифов в четвертом квартале 1995 года и ограничение их роста в первом полугодии 1996 года позволили сначала уменьшить ценовые диспропорции в промышленности и способствовали снижению темпов инфляции . Но в последнее время резко ухудшилось финансовое состояние многих предприятий в отраслях естественных монополий по сравнению с 1995 годом в электроэнергетике число убыточных предприятий выросло в 2 раза, на железнодорожном транспорте - в 4,5 раза. Во всех отраслях, кроме газовой (включая перекачку газа), рентабельность производства уменьшилась из-за опережающего роста затрат. В электроэнергетике, снизившись на 3,5 процентных пункта , рентабельность в 1996 году достигла самого низкого уровня за последние годы. Помимо 2-3-кратного увеличения амортизационных отчислений , во всех отраслях росли затраты на перекрестное субсидирование для определенных категорий потребителей. С 1 августа 1996 года, по решению Федеральной энергетической комиссии тарифы на электроэнергию были повышены в 1,56 раза. В результате общее удорожание в энергетике составило 11,6%. Опережающий прирост тарифов в электроэнергетике вновь ухудшил ценовые соотношения для потребителей. 17 октября 1996 года вышел указ президента "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности". В соответствии с ним с 1 ноября были снижены цены на электроэнергию и услуги ЕЭС России в среднем на 10% заморожены оптовые цены на газ, отпускаемый РАО "Газпром". Как итог темпы прироста цен производителей и промышленности в конце 1996 г. снизились до 0,9%.  

В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно (естественные монополии), и государство вынуждено осуществлять их косвенное регулирование . Основным методом регулирования естественных монополий является регулирование цен и тарифов за предоставляемые товары и услуги.  

Традиционные операторы, внесенные в реестр субъектов естественных монополий , функционирующие на телекоммуникационных рынках России, оказываются в сложной экономической ситуации. Практически все они имеют изношенную техническую базу, обременены обязательствами по оказанию услуг для федеральных нужд и предоставлению социальных льгот . Большинство из них имеет низкую доходность на одну линию, не позволяющую гарантировать обеспечение даже простого воспроизводства. Формулируя свои стратегические цели , они ориентируются не столько на стабильное развитие, сколько на решение проблемы выживаемости. В настоящее время регулирующие меры применяются непосредственно к хозяйствующему субъекту естественной монополии и затрагивают все виды его деятельности, включая и те, которые не связаны с монопольным рынком. Таким образом, они поставлены в неравные условия со своими конкурентами. В силу регулирования их деятельности в рамках Федерального закона О естественных монополиях они не могут проводить адекватную маркетинговую политику на рынке, осуществлять инвестиции и привлекать материальные и человеческие ресурсы на тех же условиях, что и новые операторы.  

Чтобы лучше понять монополии и их роль в рыночной экономике , рассмотрим 1) ценовую дискриминацию и 2) государственное регулирование естественных монополий.  

Особое место в числе сфер государственного монополистического регулирования принадлежит государственной и естественной монополии . Правовой режим их функционирования является исключительным как по юридической природе, так и по своему положению в общей системе нормативного регулирования экономико-хозяйственных отношений, поскольку частично ограничивает действие принципа свободы экономической деятельности. Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо законодательное определение правового положения и механизма реализации режима указанных монополий.  

В августе 1995 г. вступил в действие Закон РФ О естественных монополиях , начата работа по созданию органов их регулирования на федеральном уровне. По этому закону сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.  

Схема государственного регулирования естественных монополий, основанная на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемая тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности , позволяет монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути органы регулирования.  

Регулирование и собственность. В естественных монополиях , то есть отраслях, где технические и экономические факторы исключают рыночную конкуренцию , правительство создало общественные комиссии для регулирования цен и стандартов качества их услуг. К отраслям, которые в той или иной степени подвергаются такому регулированию, относятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприятия коммунального хозяйства. А на уровне местных правительств распространена государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения.  

Однако наиболее широко в США используется государственное регулирование . В табл. 32-1 приводится список главных федеральных регулирующих комиссий и перечисляются области их юрисдикции. Все штаты также имеют такие регулирующие органы, занятые находящимися на территории штата естественными монополиями . В регулируемом секторе производится 7% национального выпуска.  

Упомянутый Указ признает концепцию дальнейшей либерализации цен государственное регулирование цен следует осуществлять в основном относительно продукции естественных монополий . Кроме того, Правительству РФ предписано определять (с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации) и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения , товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию , а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен.  

Статьей 6 рассматриваемого закона предусмотрены два основных способа регулирования деятельности субъектов естественных монополий - ценовой и неценовой. Ценовой метод осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий предусмотрен рядом специальных документов.  

Орган регулирования естественной монополии может отказать в удовлетворении указанного ходатайства, если заявленные в нем действия грозят отрицательными последствиями, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация (имеющая существенное значение) недостоверна. Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении, согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Если для принятия решения необходима дополнительная информация , то орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней (если запрос вместе с уведомлением направлен заявителю не позднее 15 дней со дня получения ходатайства). Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо  

В ходе рыночных преобразований, когда Водоканалы выделились в отдельные предприятия, государство, осознавая их положение как локальных естественных монополий , предприняло меры регулирующего характера. Регулированию подлежат, в частности, цены (тарифы), качество питьевой воды, стандарты обслуживания (регулярность подачи, качество и напор воды, обслуживание и ремонт сетей и т.д.), экологические нормативы.  

Практически все монопольные поставщики ресурсов относятся к разряду естественных монополий . В соответствии с законодательством цены на их продукцию не являются свободными рыночными ценами , а регулируются тем или иным путем. Поэтому в реальной жизни трудно наблюдать картинку из учебника, когда на рынке ресурсов имеется единственный поставщик, вольный устанавливать максимизирующие его прибыль цены. Тем не менее такое стремление всегда имеет место и его можно наблюдать в виде различных попыток обойти ценовое регулирование.  

Большие проблемы у государства с регулированием естественных монополий, в первую очередь, к ним относятся "Газпром", РАО "ЕЭС России" и министерство путей сообщения. Они имеют возможность диктовать монопольные цены и зарплата здесь вдвое выше, чем в российской обрабатывающей промышленности, хотя у наших монополистов наиболее высок уровень неплатежей (почти 50% неплатежей - это неплатежи энергетикам со стороны предприятий), но они извлекают даже из неплатежей большую выгоду. Так, целый ряд товаров, например, рельсы, практически не имеет цены в "живых деньгах ". МПС берет рельсы по бартеру, а потом заложит их утроенную стоимость в строительных сметах, а затем и в сверхвысокие тарифы, порождающие новый круг неплатежей.  

Объектом особого регулирования в США являются естественные монополии . Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием , которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х -начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США.  

Невозможность и нецелесообразность конкуренции в сфере естественной монополии , а также первостепенное значение деятельности предприятий этих отраслей для жизнеобеспечения населения требуют особых подходов к их регулированию. Цены на товары и услуги естественных монополий являются важной составляющей себестоимости продукции других отраслей. Поэтому рост цен на товары (услуги) этих отраслей неизбежно приводит к росту цен на все товары и услуги и в ряде случаев делает их неконкурентоспособными на внешних рынках , включая рынок стран СНГ.  

В оставшейся части главы мы сосредоточимся на тех аспектах регулирования, которые не являются реакцией на проблему монопольной власти . В п. 3 речь идет об экономической целесообразности и фактических последствиях одной из наиболее важных программ социального регулирования - программы по охране окружающей среды . В п. 4 рассматриваются проблемы социального регулирования, ориентированного на защиту работников и потребителей от риска для здоровья, безопасности и других рисков. Наконец, в п. 5 описываются недавние выступления в пользу дерегулирования (по ослаблению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)


по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Естественные монополии и их регулирование»


МОСКВА 2013


Введение

1.Понятие естественной монополии

2.Методы регулирования естественной монополии

Заключение


Введение


Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально - экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.


1. Понятие естественной монополии


Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются:

а) Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно - постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.

б) Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

в) Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

г) Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Природные монополии происходят из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Технико-экономические монополии можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

монополия экономика национальный

2. Методы регулирования естественной монополии


Регулирование деятельности естественных монополий - комплексный процесс с вовлечением в него большого количества участников со стороны государственных органов и различного рода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах потребителей, так и самих монополий.

Естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях.

В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В программе сказано, что для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:

внесение изменений в федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;

внедрение в систему госрегулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других "квази - конкурентных" механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;

выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);

активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе, посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;

принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Важной антикризисной мерой является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и субъектов естественных монополий.

монополия экономика естественный

Заключение


Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.


Список используемой литературы


1.Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий / Р.Г. Буркеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 8 (114), август. - С. 9-11. - Библиогр.: с. 13 (14 назв.).

Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования / А.Н. Варламова // Законодательство, 2006. - № 4. - С. 26.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. - М.: Омега - Л. - 2009, - С. 256.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.