Налогообложение экспортных операций.  Российский бухгалтер

В настоящее время активно развиваются партнерские отношения между российскими предприятиями и зарубежными фирмами. В связи с этим возникает много вопросов, связанных с налогообложением товаров (работ и услуг), экспортируемых за пределы РФ. Таможенный кодекс (ст. 165) определяет понятие экспорта. Экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе.

Как мы уже выяснили, при экспорте за пределы РФ товаров (собственного производства и приобретенных), работ и услуг (в том числе по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию России) применяется нулевая ставка НДС. Делается это с целью придания большей конкурентоспособности отечественным товарам (работам, услугам) за рубежом. При этом налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов по суммам НДС, предъявленным поставщиками материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве экспортируемых товаров. Однако воспользоваться нулевой ставкой на практике не просто. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов организация (предприятие) в обязательном порядке представляет в налоговые органы следующие документы:

контракт (или копию) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров (припасов), выполнение работ и услуг;

выписку банка (копию выписки), подтверждающую поступления выручки от иностранного лица на счет российского налогоплательщика в российском банке;

грузовую таможенную декларацию или ее копию с отметкой российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товара в режиме экспорта и российского таможенного органа, в регионе которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории РФ;

копию транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государствами - участниками Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, предоставляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа РФ, производящего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Документы, подтверждающие реальный экспорт и, следовательно, обоснованность применения налоговой ставки 0 %, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенного органа, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта, транзита. В этом случае моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов. Если в течение этого срока документы не были представлены, указанные операции облагаются НДС и моментом определения налоговой базы будет день отгрузки товара на экспорт. Эта дата будет признана моментом принятия к вычету сумм входного НДС по неподтвержденному экспорту. Однако впоследствии при предоставлении в налоговые органы документов, обосновывающих применение нулевой налоговой ставки, производится возврат налогоплательщику уплаченных сумм налога.

Налог на добавленную стоимость является значительным доходным источником бюджетной системы России. Длительная практика его применения свидетельствует об отработанности налогоплательщиками непростого механизма его исчисления. Поэтому обсуждаемый в экономической литературе вариант реформирования косвенного налогообложения путем замены НДС налогом с продаж является чрезвычайно радикальным. Налог с продаж переносит налоговую нагрузку на сферу потребления, не предусматривает систему налоговых вычетов и таким образом усиливает налоговое бремя на каждой стадии продвижения товара до конкретного потребителя.

Преждевременным представляется и предложение о снижении ставки НДС до 13%, т.к. это приведет к потере бюджетных доходов в сумме 553,6 млрд руб. (в годовом исчислении). Однако в условиях низкой конкуренции производителей на рынке страны эта мера не будет способствовать снижению цен на товары, работы, услуги для населения. Более эффективным может быть внесение определенных корректировок в главу 21 НК РФ с целью приведения порядка исчисления НДС в России в соответствие с порядком исчисления НДС в странах ЕС, что актуально для России при вступлении в ВТО.

При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ облагаются НДС по ставке 0% (за исключением нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа, которые экспортируются па территорию государств-участников СНГ, а также товаров, реализуемых хозяйствующими субъектами Российской Федерации па территорию Республики Белоруссии). Понятие «нулевая ставка» НДС было введено гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Согласно данному понятию товары, помещенные под таможенный режим экспорта, НДС не облагаются, а НДС, уплаченный по материальным ресурсам производственного назначения, принимается к вычету. При осуществлении операций по реализации товаров, указанных в п.п. 1-3 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, организации, осуществляющие вывоз товара за пределы территории РФ, представляют в налоговые органы отдельные налоговые декларации, а также документы для обоснования правомерности применения нулевой ставки по экспортируемым товарам. Так при реализации товаров, предусмотренных п.п. 1 и(или) п.п. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, в налоговые органы должны представляться следующие документы:

1) Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ.

Следует обратить внимание на то, что при представлении в налоговый орган данного документа копия контракта должна быть выполнена на русском языке (переведена на русский язык). В случае представления данного документа на иностранном языке налоговые органы имеют право отказать в применении налоговой ставки в размере 0%. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо копии полного текста представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля.

Выписка должна содержать информацию об условиях поставки, сроках, цене и виде продукции. Кроме того, при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт контракт па поставку товаров должен быть заключен с иностранным лицом.

2) Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица на счет налогоплательщика в российском банке.

Следует иметь в виду, что положениями НК РФ не предусмотрено обязательное поступление всей выручки на расчетный счет экспортера в российском банке в размере, соответствующем полной сумме оплаты поставки товаров по контракту. В случае частичной оплаты экспортных товаров российский налогоплательщик имеет право па вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве и реализации экспортной продукции.

3) Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками регионального таможенного органа, осуществлявшего выпуск товара в режиме экспорта (отметка «выпуск товара разрешен»), и пограничного таможенного органа (отметка «товар вывезен»).

Если товар вывозится через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, то представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров. В некоторых случаях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ. При вывозе с территории РФ припасов (в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов) предоставляется таможенная декларация па припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения. При вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ.

4) Копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ.

Если товар вывозится судами через морские порты, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы должны представляться следующие документы:

  • - копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни РФ «Погрузка разрешена»;
  • - копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, где в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ[ 13].

При вывозе товаров через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза. При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения вывоза в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, могут не представляться в случае вывоза трубопроводным транспортом или по линиям электропередач. При вывозе припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.

Таможенным кодексом РФ установлен порядок декларирования и таможенного контроля за вывозом товара в режиме экспорта. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В связи с этим налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки налога 0% и налоговых вычетов в отношении экспортируемых товаров вправе затребовать документы, не перечисленные в ст. 165 НК РФ, в том числе паспорта сделок, а также нотариально заверенные переводы каких-либо документов. Кроме того, для подтверждения налоговых вычетов помимо документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налоговыми органами должны быть проанализированы:

  • - договор купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, реализующим товары па экспорт, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров;
  • - документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров.

Документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, представляются налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Исключение составляют налогоплательщики с ежемесячными суммами выручки в течение квартала (без НДС и налога с продаж), не превышающими 1 млн. руб. Для них налоговый период - квартал.

Момент определения налоговой базы определяется с учетом положений ст. 167 НК РФ (последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ). При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг). Порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен п. 9 ст. 167 НК РФ 13: моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

При получении организациями-экспортерами авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок налогоплательщики уплачивают в бюджет НДС, исчисленный по налоговой ставке, определяемой как процентное отношение ставки налога (в размере 18% и (или) 10% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер ставки налога (18/118 и(или) 10/110). Такая расчетная ставка применяется к сумме авансового платежа. Исключение из данной нормы предусмотрено только в отношении экспортируемых товаров, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев. Перечень таких товаров и порядок применения данной льготы определен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602.

Суммы налога, уплаченные в бюджет по авансовым платежам, подлежат возмещению (вычету) после даты реализации товаров па экспорт[ 14].

В случае расторжения договора на поставку экспортного товара и возврата соответствующих сумм авансовых платежей суммы НДС, уплаченные в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок, также подлежат возмещению. Следует обратить внимание на то, какие денежные средства, получаемые организа- циями-экспортерами от иностранных покупателей, рассматриваются в качестве авансовых платежей и соответственно облагаются НДС. По общему правилу авансы, которые получены в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) включаются в налоговую базу по НДС. Налог исчисляется по ставкам 10/110, 18/118. В соответствии со ст. 487 ГК РФ предварительная оплата (или аванс) - это оплата товара полностью или частично до его передачи продавцом покупателю. Следовательно, денежные средства, поступившие после передачи товара, авансом не считаются.

Таким образом, денежные средства, полученные налогоплательщиком после даты выпуска товаров региональным таможенным органом, не следует включать в налоговую базу по НДС.

После выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщики отражают в Разделе 3 декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0%, а также суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. После отражения данных операций в налоговой декларации НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов, к вычету не принимается до подтверждения экспорта или наступления 181-го дня. Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт, должны быть представлены налогоплательщиком в налоговые органы не позднее 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта.

Внешнеторговые экспортные операции обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельное направление финансово-хозяйственной деятельности организаций. Каждая из перечисленпых ниже особенностей в той или иной степени влияет па порядок их отражения в бухгалтерском учете:

Большая продолжительность осуществления операций по экспорту товара во времени вследствие значительной удаленности друг от друга участников внешнеэкономической сделки (покупателя и продавца);

необходимость пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, обусловленная тем, что один из участников внешнеэкономической сделки (покупатель или продавец товара) непременно находиться за границей;

осуществление расчетов между покупателем и продавцом товара в иностранной валюте в подавляющем большинстве случаев;

сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки (каждый из них в части, обусловленной конкретным базисным условием поставки);

наличие большого числа мест возникновения затрат, т.е. необходимость привлекать много разного рода организаций, оказывающих услуги или выполняющих работы по продвижению экспортного товара.

Для формирования в бухгалтерском учете и финансовой отчетности достоверной информацию о результатах экспортных торговых операций, а также эффективного ведения внешнеэкономической деятельности, необходимо достаточное знание и понимание таких областей как:

Методология бухгалтерского учета в России и основы международного учета;

таможенное законодательство;

законодательство по налогам и сборам;

принципы международных коммерческих договоров и обычаи международного торгового оборота;

законодательная основа, формирующая правовые отношения условий поставки и ответственности за их нарушение;

законодательство по валютному регулированию и контролю.

Несмотря па постоянно меняющуюся законодательную базу по внешнеэкономической деятельности и трудность ее понимания приведенная в качестве рекомендации модель бухгалтерского и налогового учета экспортных торговых операций, как по прямым торговым договорам, так и по посредническим контрактам дает возможность систематизировать работу бухгалтерии.

Для прозрачности бухгалтерского учета экспортных торговых операций в этой работе были предложенные варианты развернутого аналитического учета:

  • - движения экспортного товара от поставщика к покупателю, что позволяет эффективнее контролировать продвижение экспортного товара на всех этапах его реализации;
  • - накладных расходов, зависящих от того, на каком этапе продвижения товара к иностранному покупателю они имели место; одновременно были подробно рассмотрены базисные условия поставки Ии- котермс;
  • - по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» для ведения раздельного учета НДС при реализации товаров на экспорт

Литература

  • 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
  • 2. Гражданский кодекс РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
  • 3. Расходы организации: ПБУ 10/99. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru
  • 4. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 №161 -ФЗ (в ред. от 05.05.2014 №112-ФЗ) // Российская газета. - 2011. - №5515. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru ;
  • 5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ// Российская газета. - 2011. - №5654. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru
  • 6. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 №23001// КопсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. consultant.ru
  • 7. Парасоцкая Н.Н. Электронные деньги: проблемы и перспективы / Н.Н.Парасоцкая, М.А. Архипова// Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - №14.-38с.
  • 8. Попов Р. Электронные деньги/Р. Попов, М. Веремеенко // Банковское дело. - 2014. - №11. - 57с.

Бухгалтерский учет экспортных операций и налогообложение таких операций имеет множество особенностей и нюансов. В нашей статье мы рассмотрим общие положения действующего законодательства, регламентирующие операции по экспорту товаров и постараемся разъяснить порядок применения нулевой ставки НДС.

Вывоз за границу товаров для реализации их за пределами РФ, без обязательств об обратном ввозе, называется экспортом товаров.

Экспорт фиксируется таможенными органами в момент пересечения товаров таможенной границы РФ и оформляется документами, в соответствии с действующим законодательством.

Основным нормативным документом, определяющим требования к организациям, осуществляющим валютные операции, и устанавливающим принципы валютного регулирования и контроля является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Закон № 173-ФЗ определяет:

  • права и обязанности лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях,
  • органы валютного регулирования и органы валютного контроля,
  • права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Пример

Российская организация заключила контракт с украинской организацией, согласно которому она является продавцом товара, ранее приобретенного у итальянской компании, и отгружаемого со склада, находящегося в Италии.

Во-первых, такая операция не является экспортной операцией.

Во-вторых, местом реализации, согласно ст. 147 НК РФ будет являться территория Италии, следовательно, выручка для целей налогообложения НДС не облагается.

Однако, эта выручка попадает под налогообложение налогом на прибыль, поэтому порядок ее определения и пересчета в рубли для целей налогообложения будет зависеть от даты признания дохода, согласно статьям 271 и 39 НК РФ. Если российская организация несет расходы, связанные с осуществлением этой сделки, в России и ей поставщики предъявляют суммы НДС при приобретении расходов, то такие суммы НДС к вычету не принимаются, а, согласно ст. 170 НК РФ, увеличивают стоимость расходов, признаваемых в уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли.

В бухгалтерском учете такая операция реализации товаров должна отражаться транзитом.

Желательно такое принятие к учету товаров оформить распорядительным документом по организации, в котором определить перечень товаров, учитываемых транзитом (п. 51 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Можно в учетной политике указать, что товары, приобретаемые за границей и реализуемые без ввоза на территорию России, отражаются по счету 41 «Товары», субсчету «товары за границей» транзитом на основании документов, подтверждающих приобретение товаров.

Такими документами могут быть документы на оплату иностранной организации — поставщику, инвойсы, перевозочные документы и др.

В бухгалтерском и налоговом учете их стоимость в валюте и в рублях отражается согласно учетной политике по дате признания расхода на приобретение товара. Например, в учетной политике установили дату признания расхода на приобретение товара, как дату перехода права собственности на товар. Если в контракте с иностранным поставщиком иное не оговорено, то по общему правилу право собственности переходит в момент передачи товара первому транспортировщику. Дата на перевозочном документе, переданном поставщиком в организацию, покажет дату пересчета в рубли. Курс ЦБ РФ на эту дату определит рублевый эквивалент стоимости товаров.

Выручка от реализации такой поставки будет определена на дату реализации, т.е. переход права собственности на товар к покупателю согласно п.3 ст. 271 НК РФ, на эту же дату необходимо произвести пересчет выручки в рубли, согласно п. 8 ст. 271 НК РФ.

Если товар в момент отгрузки покупателю находился на территории России, то выручка от реализации товара облагается НДС. Отсюда вывод: экспорт товаров облагается НДС, но согласно ст. 164 НК РФ по нулевой ставке, следовательно, НДС, предъявленный поставщиками товаров, принимается к вычету. Порядок применения вычета НДС по экспортным товарам устанавливается нормами статей 165 и 167 НК РФ.

Экспорт и НДС

Условиями контракта может предусматриваться авансирование экспортной поставки покупателем.

Получение аванса на транзитный валютный счет требует от организации представить в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет:

  • справку о валютных операциях;
  • документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Обратите внимание: справка и документы должны быть представлены не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления аванса, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

  • если сумма обязательств по контракту превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, то организация обязана, кроме справки, оформить паспорт сделки.

Обратите внимание: организация может в договоре с уполномоченным банком предусмотреть условие, что банк самостоятельно оформляет справку о валютных операциях и паспорт сделки на основании документов, представленных организацией по соответствующей валютной операции.

Полученный аванс не включается в налоговую базу по НДС согласно п.1 ст. 154 НК РФ и не учитывается для целей налогообложения прибыли, но для целей бухгалтерского и налогового учета на дату получения аванса в валюте производится пересчет в рубли.

В дальнейшем выручка от реализации товаров будет признаваться в бухгалтерском учете на основании п. 9 ПБУ 3/2006 в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли полученного аванса. В налоговом учете в налоговую базу по прибыли выручка на основании п. 8 ст. 271 НК РФ будет признаваться в этой же сумме. Но в налоговую базу по НДС выручка должна пересчитываться на дату отгрузки согласно п.3 ст. 153 НК РФ, т.е. сумма выручки будет признаваться в разных размерах для целей бухгалтерского и налогового учета и для НДС.

Выручка от реализации товаров, вывезенных с территории России без обязательства обратного ввоза, облагается по нулевой ставке.

Обратите внимание: подтвердить нулевую ставку необходимо документами, перечисленными в статье 165 НК РФ. Перечень подтверждающих документов зависит от вида реализованных товаров, от договорных отношений, т.е. реализация напрямую или через посредника.

Перечень документов, подтверждающих применение ставки 0%, является исчерпывающим. Поэтому требования налоговиков о представлении иных документов, не указанных в Налоговом кодексе РФ, являются неправомерными, а решение об отказе в возмещении НДС — незаконным. При рассмотрении таких споров арбитражные суды, как правило, встают на сторону налогоплательщика (Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 N КА-А40/7259-09, ФАС Поволжского округа от 26.06.2009 N А12-3559/2008).

На сбор документов компании отводится 180 дней:

  • Если компания успела собрать документы в срок, то НДС по ставке 0% начисляется последним днем квартала, в котором был собран полный пакет документов (п.9 ст.167 НК РФ).
  • Если собрать в срок 180 дней полный пакет подтверждающих документов компании не удалось, то начисляется НДС по ставкам 10% или 18% (на соответствующие товары) на дату отгрузки товаров иностранной организации. Если впоследствии организация соберет полный комплект документов, то она имеет право на возмещение уплаченного НДС после проведения камеральной проверки.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

В соответствии со ст. 2 федеральною закона от № 164 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» под экспортом товаров понимается вывоз товаров по внешнеторговому контракту с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Исходя из этого определения, следует, что реализация товаров на экспорт есть реализация товаров на территории РФ в целях возмещения НДС, и в соответствии со ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

1) товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется, например, при условии поставки EXW (передача товара покупателю на территории продавца) «Инкотермс-2000»;

2) товар в момент начала отгрузки или транспортировки нахо­дится па территории РФ (условия поставки группы F, С, D по Инкотермс-2000»).

Операции по реализации на экспорт товаров, отраженных в статье 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаемые от налогообложения), и их обороты следует показывать в разделе 00004 декларации по НДС.

Товары, не поименованные в ст. 149 НК РФ, при реализации для целей налогообложения НДС следует разделить на две группы:

1) товары российского происхождения,

2) товары, произведённые не в Российской Федерации, другие товары, реализуемые в другие страны.

Первая группа товаров подпадает под международный договор, подписанный Правительством РФ и Пра­вительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г. «О принци­пах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», в соответствии с которым рос­сийский продавец продает товар белорусскому покупателю с НДС по ставке «0 %» при условии представления в налоговые ор­ганы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (табл. 1.2), в срок не позднее 90 дней.

В отношении второй группы товаров в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налого­вой ставке «0 %» при реализации товаров, вывезенных в таможен­ном режиме экспорта, при условии представления в налоговые ор­ганы документов, предусмотренных п. 9 ст. 165 НК РФ (табл. 1.2), в срок не позднее 270 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (с даты оформления региональным таможенным органом таможен­ной декларации о выпуске товаров в режиме «экспорта» – гр. Д «Таможенный контроль»).

Если по истечении сроков – 90 дней – для Республики Беларусь, 270 дней – для других стран – налогоплательщик не пред­ставил указанные в таблице 1.2 документы, то операции под­лежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 18 %.

Таблица 1.2 Документы, представляемые для подтверждения ставки «0 %» по НДС

в Республику Беларусь

Товары, произведённые не в Российской Федерации,

реализуемые в Республику Беларусь;

1. Договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров

1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара. Если продажа осуществляется через посредника также договор комиссии, договор поручения, либо агентский договор (копия договора)

2. Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.

В случае внешнеторговых (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их принятие на учет

2. Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (или на счет комиссионера (поверенного агента)).

В случае если выручка от реализации товара поступила на счет от третьего лица, наряду с выпиской банка представляется договор поручения по оплате за указанный товар, заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившим платеж.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций представляются документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям на территории РФ.

Продолжение таблицы 1.2

Товары российского происхождения, реализуемые

в Республику Беларусь

Товары нероссийского происхождения,

реализуемые в Республику Беларусь;

любые товары, реализуемые в другие страны

3. Третий экземпляр заявления о вводе товара, экспортированного с территории РФ на территорию Республики Беларусь, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающий уплату НДС в полном объеме (о наличии освобождения товаров, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию)

3. Таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на который таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производящего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров, не произведённых в РФ, с её территории в таможенном режиме экспорта на территорию Республики Беларусь в налоговые органы представляется:

а) таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей факт перемещения товаров под таможенный режим экспорта;

б) копия заявления об уплате налога при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей факт уплаты налога

4. Копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара


Копии транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на который таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров, не произведённых в РФ, с её территори в таможенном режиме экспорта на территорию Республики Беларусь представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа РФ, подтверждающей факт помещения товара под таможенный режим экспорта

5. Иные документы, предусмот­ренные законодательством РФ

Если впоследствии налогоплательщик представит документы, то уплаченные суммы налога подлежат возврату в по­рядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров.

Бухгалтерские проводки по начислению НДС должны быть сдела­ны следующим образом:

Дт 68 субсчет «НДС к возмещению»

Кт 68 субсчет «НДС к начислению».

В этой бухгалтерской проводке найдет отражение только кредит счета 68, а именно: в разделе 00003 «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (paбoт, услуг), применение налоговой ставки «0 %» по которым не подтверждено» в графе 3 или 4. Сумма, отраженная по дебету счета 68, на расчеты с бюджетом в том периоде не влияет, поэтому ее следует отражать во втором разделе Актива баланса в течение всего срока, пока не решится вопрос с этим оборотом в части подтверждении ставки «0 %».

Если комплект документов будет представлен позднее, то эта задолженность закрывается проводкой:

Если комплект документов не будет представлен, то списание производится бухгалтерской проводкой:

Дт 91 субсчет 2 «Расходы»

Кт 68 субсчет «НДС к возмещению».

При этом на основании п. 77 Положения по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, спи­сание дебиторской задолженности, по которой срок исковой давно­сти истек, и других долгов, нереальных для взыскания, возможно на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

На основании ст. 154 НК РФ в налоговую базу включаются суммы оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок това­ров, облагаемых по налоговой станке «0 %».

При реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом РФ установлен особый порядок вычета суммы НДС, относящийся к товарам (работам, услугам),

имущественным правам, приобретен­ным для производства и (или) реализации этих товаров. Вычет должен быть подтвержден комплектом документов (см. табл. 1.2).

В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ налогоплательщик обязан в своей учетной политике для целей налогообложения установить порядок определения суммы налога, относящийся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров, операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке «0 %» В момент отгрузки товаров в Беларусь или другие страны в данный налоговый период налогоплательщик обязан отдельно заполнить раздел «Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки «0 %», указав по стр. 090 итоговую сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки «0 %», с расшифровкой по отдельным счетам фактурам и поставщикам.

Налогообложение экспортных отгрузок по налогу на прибыль имеет свои особенности.

На основании п. 3 ст. 248 НК РФ полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена и рублях . При этом пересчет указанныx доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания дохода в соответствии со ст. 271 и 273 НК РФ. У экспортеров доходы признается, так или иначе, в зависимости от метода начисления. Поэтому п. 8 ст. 271 НК РФ установлено, что доходы, выраженные в иностранной валю­те, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по офици­альному курсу, установленному ЦБ РФ на дату призвания соответст­вующего дохода. Доход от реализаций на основании п. 3 ст. 271 НК РФ признается на дату реализации товаров, т.е. на момент пере­хода права собственности, при этом величина дохода от реализации в связи с дальнейшим изменением курса рубля к иностранной валю­те, не меняется.

В момент признания дохода от реализации либо в момент по­лучения авансовых платежей от иностранного покупателя для целей налогообложения возникают требования или обязательства в ино­странной валюте. В соответствии с п. 8 ст. 271 НК РФ обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату прекращения (ис­полнения) обязательств и требований и (или) на последний день от­четного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше . При этом на

основании п. 11 ст. 250 НК РФ и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ возникающие курсовые разницы признаются внереа­лизационными доходами или расходами.

Многие экспортеры при вывозе из РФ товаров уплачивают вывозные таможенные тарифы (пошлины) и таможенные сборы. На основании подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ та­моженные пошлины и сборы признаются прочими расходами для целей налогообложения.

При продаже на экспорт акцизных товаров на основании п. 2 ст. 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) и (или) передаче подакцизных товаров (за исключе­нием нефтепродуктов), произведенных из давальческого сырья, поме­щенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ при представлении в налоговый орган поручительства банка или бан­ковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 НК РФ, налогоплательщиком до­кументов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить ак­циз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подак­цизных товаров на территории РФ.

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Перечень документов, поименованных в п.7 ст. 198 НК РФ, представляется в налоговый орган в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации данных товаров. Перечень документов аналогичен тому, который представляется для подтверждения ставки «0 %» по НДС (см. табл. 1.2).

Территория науки. 2015. № 2

IT-специалисты - 14%;

Топ-менеджеры - 10%;

Рабочие - 6%.

Таким образом, применение аутстаффинга в качестве механизма оптимизации бизнес-процессов в условиях нестабильности внешеней среды является эффективным инструментом, особенно для крупного бизнеса с соответствующими штатными ресурсами. Но при выборе аутстаффинговой компании, необходимо сотрудничать только с проверенными предприятиями, работающими на протяжении длительного периода и положительно зарекомендовавших себя на рынке.

Список литературы

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. - ИНФРА-М, 2011.

2. Ахмедов А.Э. Основные направления стимулирования труда в странах с рыночной экономикой// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2007. № 5. С. 33-36.

3. Конова О.Ю., Кобелева С.В. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-1. С. 250-252.

4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Современные методы управления персоналом в условиях нестабильности внешней среды// Территория науки. 2014. Т 5. № 5. С. 138-141.

5. Сафарова Е.И. Аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала: новые технологии в бизнесе.- М.: ЭКСМО, 2010.- 343 с.

6. Шаталов М.А., Мешкова Т.Р. Учет и анализ использования трудовых ресурсов в системе менеджмента организации// Территория науки. 2014. № 3. С. 84-91.

Перышкина Е. В.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Омск, Россия

Ключевые слова: Внешнеэкономическая деятельность, экспорт, налогообложение экспортных операций.

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена широкой распространенностью и активным развитием экспортных операций в деятельности российских организаций, а также необходимостью их правильного оформления с точки зрения налогообложения.

Территория науки. 2015. № 2

Key words: Foreign trade, export, taxation of export operations.

Abstract. Topicality of the article is due to high prevalence and rapid development of export operations in the activities of Russian organizations, as well as the need for their proper execution from the point of view of taxation.

Тот факт, что во всей внешнеэкономической деятельности российских субъектов хозяйствования значительную часть составляет экспорт, и политика нашей страны направлена на стимулирование данного вида внешнеэкономической деятельности, особое значение приобретает разработка и совершенствование методологии налогообложения экспортных операций. Так как наше государство применяет различные способы стимулирования экспорта, включая сокращение налоговой нагрузки, внешнеэкономическая деятельность становится привлекательной для инвесторов, и, возможно, объёмы поставок российских субъектов хозяйствования на экспорт будут со временем только увеличиваться. Следовательно, наличие ошибок при налогообложении экспортных операций могут привести к серьёзным последствиям для участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, актуальность темы статьи обусловлена широкой распространенностью и активным развитием экспортных операций в деятельности субъектов хозяйствования России, а также необходимостью их правильного оформления с точки зрения налогообложения.

Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. Немалое значение в организации рационального учета экспортных операций играет действующий режим налогообложения экспортных операций и правильность организации налогового учета.

К экспортным операциям, как объекту активного стимулирования со стороны государства применяются льготные условия налогообложения, в частности, они освобождаются (при соблюдении установленного порядка оформления и подтверждения) от акцизов и НДС. Так, реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ освобождаются от налогообложения акцизами при условии выполнения требований, предусмотренных статьей 184 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ). А согласно п. 1 ст. 164 НК РФ продукция, реализуемая за рубеж, облагается НДС по ставке 0% при ее фактическом вывозе за пределы таможенной территории России и соблюдении условий ст. 165 НК РФ.

НДС по товарам, работам, услугам, приобретаемым для

Территория науки. 2015. № 2

осуществления экспортных операций, организации имеют право представить к вычету из бюджета, однако возврат «входного» НДС при этом имеет свои особенности, в отличие от НДС, выделенного по товарам, работам, услугам, приобретаемым для осуществления операций на территории РФ. Если же субъект хозяйствования реализует товары, работы, услуги как внутри страны, так и за ее пределами, то требуется разделение «входного» НДС. Но на данный момент не существует нормативных документов, определяющих методику организации раздельного учета НДС при осуществлении экспортных операций.

НК РФ содержит лишь норму-принцип об обязанности налогоплательщика организовать раздельный учет НДС при осуществлении экспортных операций, устанавливаемый учетной политикой, поэтому каждая организация - экспортер разрабатывает и закрепляет в своей учетной политике собственную методологию ведения раздельного учета. Соблюдение действующего режима налогообложения экспортных операций на уровне хозяйствующего субъекта во многом зависит от правильности организации налогового учета, в частности ведения раздельного учета по НДС .

К числу актуальных вопросов развития системы налогообложения экспортных операций на современном этапе относится оптимизация режимов внешнеэкономической деятельности в рамках международных организаций и направлений экспорта. Так актуальным направлением для РФ сегодня является совершенствование налогового режима экспорта в рамках Таможенного союза (далее -ТС) и формирование на территории стран-участниц ТС - России, Белоруссии и Казахстана, а с мая 2014 г. и Армении - единого экономического пространства.

Анализ налоговых систем государств - членов ТС и единого экономического пространства показывает, что в полной мере системы налогообложения трёх стран не могут быть унифицированы, поскольку решение этого вопроса зависит, прежде всего, от государственного устройства стран, которое определяет число её уровней, а также органа, осуществляющего согласование. Значительная степень унификации может быть достигнута в области сближения элементов налоговой системы, порядка исчисления и уплаты налогов, налоговых льгот и освобождения от уплаты налогов, системы контроля со стороны налоговых органов над налогоплательщиками.

Действующая в настоящее время система взимания НДС в

Территория науки. 2015. № 2

рамках ТС имеет определённые недостатки, связанные с большим документооборотом, сжатыми сроками предоставления подтверждающих документов. Данные расхождения в налоговых ставках значительно затрудняют осуществление операций участниками внешнеэкономической деятельности и, как следствие, снижают эффективность создания общей таможенной территории стран-участниц ТС. В ближайшем будущем государствам-членам ТС следует сблизить сферу действия налоговых кодексов этих стран в отношении регулирования взимания основных налоговых платежей.

Одной из значимых практических проблем в сфере налогообложения при осуществлении экспортных операций в РФ сегодня является возврат НДС, уплачиваемого с экспортируемых товаров. Как указывает в своей статье Ратушняк Е. С., основным препятствием при его возврате российские экспортёры называют сложность документального оформления и негласную установку налоговых органов на его невозврат. Зачастую, если экспортёр предоставил все надлежащие документы в налоговые органы, вернуть НДС получается только через суд. Проблема возврата НДС препятствует развитию экспортной деятельности как минимум в двух странах-членах ТС - Казахстане и России, перед которыми стоит задача диверсификации экспорта за счёт увеличения доли экспорта промышленных товаров, продукции более высокой степени переработки, а следовательно, эту проблему необходимо решить на основе изменения работы налоговых служб .

Представляется обоснованным в перспективе разработать идентичные нормы в отношении налогового учета, отчетности и налого -вого контроля, и закрепить их на уровне законодательства в государствах - членах ТС. Эксперты, учитывая особую важность НДС для стран-участниц ТС при осуществлении внешней торговли, в целях развития интеграции единого экономического пространства, в числе первостепенных направлений совершенствования методологии налогообложения экспорта выделяют следующие:

Использование единообразной терминологии при определении объектов обложения НДС;

Закрепление идентичного перечня составляющих объектов, облагаемых и не облагаемых НДС;

Определение унифицированных условий применения налоговых вычетов (зачёта) сумм НДС, а также использования унифицированных методов исчисления сумм НДС, подлежащих вычетам (зачёту);

Территория науки. 2015. № 2

Ввиду существования различных ставок по НДС, применяемых в государствах-членах ТС, осуществить меры по их постепенному выравниванию;

Закрепление в налоговых законодательствах всех госу -дарств-членов ТС унифицированных перечней документов, подтверждающих экспорта товаров (работ, услуг); осуществление унификации законодательств о бухгалтерском учёте и таможенных законодательств стран-членов ТС.

По мнению Ратушняк Е.С. «Гармонизацию законодательства в сфере налогообложения необходимо рассматривать как одно из основных направлений интеграции, которое обеспечивает рост экономической эффективности стран-участниц единого экономического пространства на основе свободного передвижения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, а также равных конкурентных условий. Опыт европейской интеграции показывает, что изначально происходит гармонизация законодательства в сфере косвенного налогообложения, без чего невозможно создать условия для свободной торговли. Соглашаясь с высказанной в литературе точкой зрения о необходимости формирования в едином экономическом пространстве полностью унифицированной системы взимания косвенных налогов, необходимо отметить, что более целесообразно принятие единого консолидирующего акта в виде международного договора» .

Как отмечает Пузикова И.Г. в своей статье «Г лобализация и менеджмент в разрезе организации экспорта», «развитие частногосударственного партнерства, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляется с помощью совершенствования электронных технологий. В частности, создаются специализированные интернет-порталы, содержащие доступную в реальном режиме времени внешнеторговую информацию, необходимую для российских субъектов хозяйствования -экспортеров» .

С нашей точки зрения, можно выделить следующие основные перспективные направления совершенствования организации учета и налогообложения экспорта в субъектах хозяйствования, занимающихся внешнеэкономической деятельностью:

Организация электронного документооборота с налоговой таможенной службой;

Мониторинг текущего изменения законодательства РФ и стран Содружества независимых государств (СНГ);

Дальнейшее совершенствование системы раздельного налогового

Территория науки. 2015. № 2

учета НДС в соответствии со спецификой деятельности организации.

Экспортные операции, как активно стимулируемая государством форма экономической активности, имеют льготный режим налогообложения. Вместе с тем, для полноценного использования возможностей действующего налогового режима и успешного осуществления внешнеэкономической деятельности экономическими субъектами существенную роль играет правильная организация и ведение раздельного налогового учета налога на добавленную стоимость, а для ряда товаров и других участков налогового учета. Систематический контроль организации учета, анализ и использование рекомендаций экспертов по оптимизации бухгалтерского и налогового учета экспортных операций российскими экспортерами является основой достоверности и рациональности учета, обеспечения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на современном этапе.

Список литературы

1. Плотникова Л.А. Актуальные вопросы налогообложения экспортных операций // Казанский социально-гуманитарный вестник, 2013. - № 1.- С. 31-36.

2. Пузикова И.Г. Глобализация и менеджмент в разрезе организации экспорта // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 2013. - № 8. - С. 39-43.

3. Ратушняк Е.С. Об унификации внешнеэкономической политики в сфере налогообложения в странах ЕЭП: проблемы и перспективы // Вестник МГИМО Университета, 2014. - № 1.- С. 72-79.

Постолов В.Д.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: аграрное производство, территориальная

организация, экономика землепользования, экономика агропредприятия, природопользование.

Аннотация: рассмотрены подходы к определению понятия,

«территориальная организация аграрного производства»; выявлены закономерности формирования, развития и функционирования