Что будет если фирма не платит налоги. Что делать, если работодатель не платит налоги

Сделать это позволяет пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ. О том, как инспекторы будут его применять, говорится в письмах ФНС РФ от 01.12.2014 № СА-4-7/24782@ и от 19.01.2015 № СА-4-7/376@. Подробности - в статье.

Буква закона

Подпунктом 2 п. 2 ст. 45 НК РФ установлено, что взыскание налога в судебном порядке производится в целях взыскания возникшей по итогам проведенной налоговой проверки недоимки, числящейся более трех месяцев:
  • за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами, - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, если на банковские счета последних поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) предприятий (ситуация 1);
  • за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами, - с зависимых (дочерних) предприятий, если на банковские счета последних поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (ситуация 2);
  • за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами, - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки (ситуация 3);
  • за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) предприятий, если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) предприятию и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки (ситуация 4).
Проще говоря, задолженность «дочки» перед бюджетом будет взыскана с «мамы» :
  • если покупатели «дочки» перечисляют задолженность за товары, работы и услуги на банковские счета «мамы» (ситуация 1);
  • если «дочка», узнав о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, передавала денежные средства (иное имущество) «маме» и такая передача сделала невозможным взыскание с «дочки» недоимки (ситуация 3).
И, соответственно, задолженность «мамы» перед бюджетом будет взыскана с «дочки» :
  • если покупатели «мамы» расплачиваются за товары, работы и услуги с «дочкой» (ситуация 2);
  • если «мама», узнав о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, передавала денежные средства (иное имущество) «дочке» и такая передача сделала невозможным взыскание с «мамы» недоимки (ситуация 4).
Кроме того, в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ сказано следующее. Во-первых, если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или денежные средства (иное имущество) были переданы нескольким обществам, взыскание недоимки производится с этих нескольких организаций пропорционально доле поступившей им выручки (доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества).

Во-вторых, взыскание задолженности в порядке, установленном пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ , будет производиться, если перечисление выручки, передача денег (иного имущества) были осуществлены через совокупность взаимосвязанных операций , в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами, зависимыми (дочерними) предприятиями.

В-третьих, положения названной нормы также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

Таким образом, рассматриваемая норма закона направлена на предотвращение потерь бюджета вследствие недобросовестных действий налогоплательщиков.

Руководство к действию для инспекций

Именно так нужно воспринимать письма от 01.12.2014 № СА-4-7/24782@ и от 19.01.2015 № СА-4-7/376@ - в них ФНС прямо указала нижестоящим налоговым органам на то, что представленные в приложении копии судебных актов направляются инспекторам для сведения и использования в работе. Рассмотрим некоторые из названных ФНС судебных актов.

Постановление АС МО от 31.10.2014 по делу № А40-28598/13

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО «А» и ЗАО «А» взаимозависимыми и взыскании с ООО суммы налоговой задолженности (штрафные санкции, пени по НДС и НДФЛ, недоимка по НДС) в размере свыше 325 млн руб. Доначисления на данную сумму были произведены инспекцией по результатам проведенной выездной налоговой проверки ЗАО. Однако задолженность ЗАО не погасило.

Рассматривая дело, суд установил следующие обстоятельства. ЗАО с целью уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов, пени и штрафов фактически перевело свою финансово-хозяйственную деятельность на вновь созданное юридическое лицо - ООО с одноименным названием (зарегистрировано в период проведения выездной налоговой проверки ЗАО), с тем же фактическим адресом, контактными телефонами, информационным сайтом, видами деятельности, товарным знаком, но только с другой организационно-правовой формой (ООО) и постановкой на учет в другом налоговом органе.

Наряду с уклонением от уплаты налогов ЗАО с момента начала проведения выездной налоговой проверки уменьшало свои активы. Так, согласно бухгалтерскому балансу на дату начала выездной проверки сумма активов равнялась 216 149 000 руб., на момент принятия решения по выездной налоговой проверке показатель снизился до 97 179 000 руб., а на момент обращения инспекции в суд - 91 960 000 руб.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ЗАО являлось действующим юридическим лицом, однако ООО фактически начало работать по договорам и контрактам, заключенным ЗАО, что подтверждается письмами покупателей, которые подтвердили расторжение договоров с ЗАО и заключение в тот же день новых договоров с ООО. Суд установил, что выручка поступает не на расчетный счет ЗАО, а на счета ООО.

Место работы с ЗАО на ООО поменяли 159 человек.

Перечисленные обстоятельства послужили основанием для вывода суда о взаимозависимости ЗАО и ООО и согласованности их действий по неисполнению налоговых обязательств ЗАО посредством расторжения ранее заключенных договоров и заключения новых договоров с теми же контрагентами вновь созданной для этих целей организацией (ООО), что в силу положений пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ является основанием для взыскания с взаимозависимой организации - ООО недоимки, числящейся за ЗАО. Таким образом, требования налогового органа были удовлетворены судом в полном объеме. Постановление вступило в законную силу.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2014 по делу № А40-153792/14

Обстоятельства дела во многом схожи с предыдущим. Налоговый орган, указывая на взаимозависимость ЗАО и ООО, просил суд взыскать задолженность ЗАО в сумме почти 57 млн руб. с ООО. Инспекция настаивала на том, что ООО создано намеренно, для увода активов, основных контрагентов, выручки и большей части сотрудников из ЗАО, с целью уклонения от погашения долга перед бюджетом. По мнению контролеров, ими соблюдены предусмотренные законом условия - установлено следующее:

  • наличие взаимозависимости между предприятиями;
  • наличие у основного общества задолженности перед бюджетом более трех месяцев;
  • поступление выручки от реализуемых товаров основного общества на счета зависимой (дочерней) фирмы.
Налоговый орган обратил внимание арбитров на то, что на момент обращения в суд им исчерпаны процедуры принудительного взыскания недоимки с ЗАО в бесспорном порядке, а именно:
  • в банки направлены инкассовые поручения;
  • в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика в банках вынесено решение и принято постановление о взыскании задолженности за счет имущества ЗАО, на основании которых Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство.
Однако по заявлению кредитора в отношении ЗАО введена процедура наблюдения, в результате чего в соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приостановлено исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе сняты аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства.

Инспекция в подтверждение обоснованности своего иска указала на следующие факты:

  • ЗАО и ООО имеют общего учредителя, генерального директора и главного бухгалтера;
  • ЗАО и ООО располагаются по одному адресу, имеют общий сайт и телефонные номера;
  • ООО начало осуществлять деятельность в период проведения проверки ЗАО;
  • 343 из 382 сотрудников ЗАО перешли на работу в ООО;
  • продажа ЗАО строительной техники, спецтранспорта, бытовок, строительных установок свидетельствует о выводе активов в зависимую организацию (ООО) и привела к невозможности выполнения ЗАО работ;
  • денежные средства заказчиков работ поступают на счета ООО (причем общая сумма таких поступлений превысила взыскиваемую инспекцией задолженность).
При указанных обстоятельствах арбитры признали требования налогового органа обоснованными и взыскали с ООО сумму налоговой задолженности в размере почти 57 млн руб., а также
200 тыс. руб. государственной пошлины.

На момент подготовки данного материала рассмотрение этого дела не завершено, ООО подало жалобу в Девятый арбитражный апелляционный суд. Однако исходя из конкретных обстоятельств дела, а также учитывая, что первое из представленных дел (А40-28598/13 ) было разрешено Девятым арбитражным апелляционным судом и АС МО в пользу налогового органа, считаем, что шансы ООО на успех (отмену решения от 29.12.2014) ничтожно малы.

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2014 по делу № А32-24705/2014

Судебный акт вступил в силу. Арбитры взыскали с взаимозависимого лица более 34 млн руб. задолженности и госпошлину в размере свыше 194 тыс. руб.

Добровольно-принудительное погашение задолженности избавит от уплаты госпошлины

В Письме от 19.01.2015 № СА-4-7/376@ ФНС назвала еще два дела:
  • А17-1515/2014 : дорожно-строительное управление - взаимозависимое лицо перечислило (вернуло) деньги налогоплательщику-должнику, с расчетного счета которого задолженность была взыскана налоговым органом. В связи с этим инспекция отказалась от поданного иска, производство по делу было прекращено (Определение Арбитражного суда Ивановской области от 22.09.2014 );
  • А 11-8617/2014 : после обращения инспекции в суд, налогоплательщик стал погашать задолженность . По этой причине, а также учитывая просьбу организации, арбитры неоднократно откладывали судебное разбирательство (определения Арбитражного суда Владимирской области от 24.12.2014 , от 21.01.2015 , от 19.02.2015 ).
Как видим, ФНС указала нижестоящим налоговым органам на возможность нахождения компромиссов с должниками и вза­имозависимыми лицами. Таким образом, если меры по погашению задолженности предпринимаются, налоговый орган не будет возражать против просьбы об отложении судебного разбирательства и предоставления должнику времени для поиска денег и перечисления платежей в бюджет. После окончательного расчета налогоплательщика по долгам инспекция вправе отказаться от исковых требований, что позволит суду прекратить производство по делу. Это означает, что ответчик (взаимозависимое лицо) сможет избежать обязанности по уплате госпошлины, размер которой может составлять сотни тысяч рублей.

Руководствуясь названными письмами ФНС, налоговые органы обязаны начать (уже начали) активные действия по предотвращению случаев уклонения от уплаты налогов путем вывода активов. Широкие возможности для противодействия «уклонистам» предоставляет пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ . В перечисленных в этой норме случаях не работает правило о том, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнять свою обязанность по уплате налога, а потому принудительное взыскание недоимки по налогам осуществляется с налогоплательщика-должника. Названная норма закрепляет право налогового органа в судебном порядке доказывать наличие взаимозависимости и требовать взыскания долга с третьего лица (третьих лиц). Если судебное разбирательство будет доведено до конца и суд примет вердикт в пользу налогового органа, ответчика (взаимозависимое лицо) обяжут не только погасить долг, но и перечислить в бюджет госпошлину. Избежать ее уплаты можно, если должник и ответчик своевременно (добровольно-принудительно) предпримут меры по снижению размера задолженности.

Я кадастровый инженер. Работаю в компании, от ее имени оформляю межевые планы земельных участков и выписываю другие документы.

Заказчики в основном обращаются по знакомству, договоры с ними мы не заключаем, оплату принимаем наличными. На расчетный счет фирмы эти деньги не попадают, и налоги с них мы не платим. Если такие сделки проводить официально и получать за них белую зарплату, я буду терять около 300 000 рублей в год.

Что грозит за это? И как правильно легализоваться?

Можно ли сдать декларацию по НДФЛ и заплатить налог за себя? Но в кадастровых паспортах и прочих бумагах указана организация.

Можно доплатить налоги и взносы, подать уточненные декларации от имени юрлица? Но договоров с заказчиками нет, и на расчетный счет деньги не поступали.

Заранее спасибо.

Все очень плохо. Ваша схема работы - это явный сговор с целью уклонения от уплаты налогов и взносов. При значительной сумме недоимки за это грозит уголовная статья с внушительным штрафом. Легализоваться придется по обоим вариантам. И это дорого.

Антон Дыбов

эксперт по налогообложению

Проконсультируйтесь с налоговым юристом

В чем сговор с целью уклонения от уплаты налогов

Поскольку вы сотрудница фирмы, название которой стоит в кадастровых паспортах и другой документации, юридически работы выполнила компания. Просто вашими усилиями.

В итоге почти все налоговые обязательства по доходам от заказов и оплате вашего труда возникают у фирмы.

Руководитель компании был бы чист перед законом, если бы вы скрывали от него «наличные» сделки. Но из вопроса видно, что вы действуете заодно с директором. Значит, и от налогов фирмы уклоняетесь вместе, и отвечать будете вместе. Возможно, привлекут и главбуха.

Как по УК наказывают за умышленную неуплату налогов юрлицом

Саму организацию уголовно не преследуют, только ее должностных лиц. Наказывают за крупную и особо крупную недоимку. В последнем случае важен еще предварительный сговор, который в вашем случае налицо.

Крупная недоимка - 5 млн рублей за три года, если это не менее 25% общей суммы налогов и взносов за то же время. Или просто 15 млн рублей. Самое мягкое наказание - штраф 100-300 тысяч рублей.

Особо крупная недоимка со сговором - 15 млн за три года и не менее 50% всех налогов и взносов за тот же период. Либо просто 45 млн рублей. Минимальные последствия - штраф 200-500 тысяч рублей.

Отдельно должностных лиц наказывают за то, что организация не удерживала и не перечисляла в бюджет НДФЛ с черных зарплат сотрудников вроде вас. Размеры недоимок и последствия такие же, как с остальными налогами. Но проценты считают от общей суммы налогов, которые фирма платит как налоговый агент.

Как по НК наказывают за умышленную неуплату налогов

Компания сознательно не учитывает в доходах наличную оплату сделок «по знакомству». Если она на общей системе налогообложения (ОСН ), то недоплачивает НДС и налог на прибыль. Если на упрощенной (УСН ), то налог при УСН .

Также с черных зарплат фирма умышленно не платит страховые взносы. Тут от системы налогообложения ничего не зависит.

Штраф за неудержание НДФЛ с черных зарплат - 20% от суммы. Умысел на размер штрафа не влияет. Пени организацию тоже заставят перечислить. Но сам налог не возьмут, за ним придут к вам, поскольку налогоплательщики НДФЛ - физлица.

В итоге налоговики могут взыскать с вас НДФЛ за три года, предшествующие проверке, пени, а также штраф - 40% от суммы недоимки. Ведь вы сознательно не платили НДФЛ .

Как исправиться в налоговом плане

Чтобы избежать уголовного и налогового преследования, фирме нужно сдать уточненные декларации и расчеты за 2015-2018 годы. Но прежде погасить недоимку с пенями.

Особняком стоит НДФЛ с черных зарплат. Уточненные расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ представить надо, пени заплатить тоже. Но недоимку из своих денег фирма погасить не вправе, это ваша забота. Потому налоговый штраф за неудержание НДФЛ компании гарантирован в любом случае.

Параллельно вам следует сдать уточненные декларации 3-НДФЛ за 2015-2018 годы , а до этого заплатить налог и пени. Тогда ни уголовных, ни налоговых последствий быть не должно.ККТ , пробить чек коррекции на все расчеты мимо кассы и сообщить о случившемся через личный кабинет пользователя ККТ . Либо выписать всем заказчикам БСО и подать в инспекцию покаянное письмо.

На этом по верхам у нас все, за нюансами - к профессиональному юристу.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Каждая компания и каждое физическое лицо в Российской Федерации, как и во многих других странах, обязаны платить налоги. Независимо от того, какое у вас материальное состояние, действующие законодательные акты требуют оплаты налоговых платежей. Компании и различные организации в основном уплачивают гораздо большие суммы, нежели физические лица, поэтому и виды юридической ответственности в отношении их намного шире. Ответственность юридического лица за неуплату налогов меняется в зависимости от тяжести совершенного преступления. Это может быть как небольшой штраф, так и лишение свободы. На данный момент существует три вида ответственности за неуплату налогов: налоговая, административная и уголовная.

Ответственность и меры наказания

При налоговой ответственности к налогоплательщику применяются только пени, штрафы и другие наказания в денежном эквиваленте. При административной ответственности государство обяжет налогоплательщика погасить имеющиеся налоговые задолженности и оплатить крупный штраф помимо этого. Уголовная ответственность применяется редко, только в крайних случаях по решению судебных органов. За неуплату налога в особо крупном размере последует наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом осужденный будет обязан выплатить всю задолженность своей стране.

Можно ли вообще избежать ответственности?

Можно, но только при определенных обстоятельствах и лишь однажды. Если компания впервые не оплатила налоги, и их сумма не огромна, то юридическую ответственность с неё вполне могут снять. Если же такое случается не в первый раз, то никаких поощрений и поблажек от государства быть не может. Ни для кого не будет иметь значение, случайно ли вы забыли оплатить налоги или же сделали это специально. Поэтому очень важно отнестись к этому со всей серьезностью и осторожностью, дабы избежать неприятных последствий.

Важно понимать! Отсутствие внесения обязательных платежей со стороны компании обяжет генерального директора, учредителей, бухгалтера и некоторых других лиц погасить свои обязательства. При привлечении к ответственности организации есть ряд сложностей. Такой процесс считается более сложным, чем с физическим лицом. Ведь необходимо доказать, что именно конкретный работник нарушил закон. Тем более очень распространены ситуации, когда в этом нарушении виновата целая группа личностей, участие каждой из которых требуется доказать.

Сроки в налоговом законодательстве

Согласно Налоговому Кодексу, срок давности по привлечению компании равен трем годам. Это означает, что в течение трех лет компанию могут привлечь к ответственности за неуплату налоговых платежей. Если этот срок истекает, а платеж вы так и не внесли, то задолженность вам прощается и никакой штраф платить вам не нужно. Однако, случается такое крайне редко, практически никогда, так как это совершенно не выгодно государству.

Размер взысканий за неуплату налогов варьируется в зависимости от степени нарушения. Как можно отделаться штрафом?

Если нарушение закона незначительно, то компании будет нужно лишь выплатить назначенный штраф. Величина штрафа соответствует совершенному преступлению. Например, за несвоевременную сдачу декларации штраф будет размером 5% от налога. Однако, если по истечению шести месяцев вы так и не сдали декларацию, то штраф возрастет уже до 30%. Если вы не оплатили налоги неумышленно, а только допустили какую-либо ошибку, то штраф будет составлять 20% от налогового платежа. После оплаты налога можно сдать уточняющую декларацию, в которой следует написать о самостоятельном нахождении ошибки. В таком случае эти 20% вам вернут. Это всего лишь некоторые примеры, для уточнения конкретно вашей проблемы нужно обратиться к специалистам в юридической области.

Что делать, если не заплачен налог?

Если вы являетесь законопослушным гражданином, управляете компанией честно, соблюдая закон, то узнав о неуплате налогов следует немедленно погасить свою задолженность во избежание неприятностей. Не стоит чего-то ждать, намеренно тянуть время и надеяться на некое чудо, которое с вами произойдет. Этого не случится. Поступая таким образом, вы сделаете хуже только лишь себе и своей компании. Далеко не факт, что ваше дело может закончиться простым штрафом. Вполне реально, что из-за таких действий последует уголовная ответственность и срок в тюрьме. Разумеется, что никому не хочется отбывать там срок и впустую тратить драгоценное время жизни. Прежде чем нарушать закон, всегда думайте о последствиях, чтобы потом не было разочарований.

Какие структуры этим занимаются?

Налоговые органы в нашей стране составляют единую систему. Они следят за своевременной выплатой налогов, гарантируют соблюдение правопорядка в налоговых отношениях. Вся деятельность таких организаций основана на Налоговом Кодексе. Главнейшим органом является Федеральная Налоговая служба, подчиняющаяся Министерству финансов. ФНС регистрирует юридические лица, устанавливает размеры налогов. Межрегиональные инспекции подчиняются ей, контролируют крупных налогоплательщиков. Межрайонные инспекции следят за налоговым учетом. Территориальная инспекция осуществляет налоговый контроль налогоплательщиков в районах города или в небольших населенных пунктах. В налоговой структуре четыре уровня: федеральный, окружной, региональный и местный.

Для определения виновного в неуплате налоговых платежей инспекторы тщательно изучают документацию компании. Они ищут любые несоответствия и нарушения. Их работа может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Если получилось так, что виновный человек уволился или ушел в отпуск, а на его месте оказался новый сотрудник, то, к сожалению, винить будут именно его, даже в том случае, если ничего противозаконного он не совершал. Чтобы не оказаться в такой печальной ситуации нужно заранее просматривать всю документацию самому, особенно если вы претендуете на высокую должность. Помимо работников могут быть наказаны и учредители за помощь в сокрытии преступления. Если после обнаружения неуплаты компания продолжает уклоняться от погашения задолженностей, к ней могут быть применены соответствующие санкции, наказания. Самая тяжелая степень юридической ответственности назначается для тех групп лиц, которые проводили какие-либо мошеннические операции, осознанно нарушали акты Налогового Кодекса.

Важно понимать! Уголовное наказание является самым жестким из всех. Оно предусматривает лишение свободы лиц на определенный срок. Его можно получить при попытке фальсификации документов, сокрытии имущества или выручки во время предварительного сговора. Также за неуплату налогов в особо крупном размере, то есть свыше шести миллионов рублей, тоже можно сесть в тюрьму. Срок нахождения там за нарушения такого типа будет около шести лет. Совершенно ясно, что гораздо проще предотвратить всяческие правонарушения или, наконец, вовремя всё исправить и уладить, чем отбывать срок в тюремной камере вместе с соучастниками.

Что делать, если кто-то написал жалобу на компанию в налоговую?

С такой ситуацией может столкнуться абсолютно каждый предприниматель. Если поступила жалоба, то следует задуматься о причине этого. Возможно есть действительно существенные основания, и сотрудник всё сделал правильно. В данном случае нужно внимательно проверить все документы и проследить за деятельностью ваших работников. Если вы обнаружили что-то, чего по закону быть не должно, то немедленно необходимо устранить эту проблему. Ни в коем случае нельзя её игнорировать и избегать. Если же никакой проблемы обнаружено не было, то постарайтесь успокоиться. Налоговая инспекция скорее всего нагрянет в вашу компанию с проверкой, однако, если вы уверены в том, что проверили всё тщательно, волноваться не стоит. Главное оставаться в спокойствии и не терять самообладания. При качественном выполнении этих мер предосторожности никакие наказания от налоговой службы вам не грозят.

Проверки УЭБиПК проводятся по всей стране. Они направлены на обнаружение нарушений, связанных с экономической деятельностью. С их помощью предотвращаются масштабные преступления. Для их проведения должно быть основание, особая причина. Существует несколько типов оснований. Одним из них является проверка по поступившей информации. Этой информацией обычно служит жалоба сотрудника. Также проверка может проводиться перед следствием. Делается это в основном для возбуждения дела против какой-либо компании. Длительность таких проверок никак не ограничивается, что дает ОБЭП более широкие возможности в действиях и полномочиях.

Что делать, если пришла бумага из УЭБиПК?

Если к вам пришел запрос на предоставление документов, ни в коем случае не стоит отчаиваться. Это совершенно нормальная и стандартная процедура для данной организации при проверке. Однако, после запроса вероятно могут последовать не самые приятные для компании действия: изъятие внутренней документации или даже возбуждение уголовного дела. Если вы замечаете, что перечень требуемых документов по неизвестной причине шире стандартного, то скорее всего это говорит об излишнем интересе ОБЭП овцев к вашей персоне.

При выявлении такого поведения рекомендуется подготовиться к дальнейшим действиям заранее. Непонятно какими они могут оказаться, поэтому готовым надо быть совершенно ко всему ради собственной безопасности и, разумеется, ради безопасности вашей компании. Обязательно исполняйте все требования, которые вам предъявляют. Но помните, что эти требования должны быть основаны на нормах закона, следовательно, остальные приказы выполнять вы не обязаны.

Таким образом, присылая вам запрос на предоставление документов, сотрудники УЭБиПК должны предоставить вам четкое объяснение своих действий, опирающееся на определенную и указанную на бумаге норму закона. Только в таком случае допустимо проведение проверки. В случае отсутствия этой нормы вы обладаете полным правом отказать этой организации, так как закон будет на вашей стороне.

Необходимо знать! Однако, если всё в запросе указано верно, избежать проверки законным способом никак не получится. Результаты проверки напрямую зависят от добросовестности ведения вашей работы. У честного предпринимателя не может возникнуть абсолютно ни одного замечания по поводу уплаты налогов. Если вы всегда поступали правильно, ориентировались только на закон и не совершали правонарушений, то бояться вам и вашей компании нечего. Неудивительно, что нужно правильно вести свой бизнес, чтобы избегать каких-либо наказаний и штрафов.

Что делать, если вам выписали штраф?

После проведения проверки в вашей компании вам приходит оповещение о том, что вы должны выплатить штраф в определенном размере. Если вы попали в такую ситуацию, не стоит пугаться и нервничать. Кроме выплаты этого штрафа есть и другие решения. Конечно, проще всего будет взять и заплатить указанную суммы, но существует ряд возможностей оспаривания этого штрафа. Например, если вас привлекают к ответственности без акта о проведении проверки, то это является незаконным поступком, и вы можете обратиться в суд с данным вопросом. Тогда выплачивать ничего не придется.

К тому же, если в акте нет нужных разъяснений, не видно нарушений, то суд практически в стопроцентной вероятности признает данный акт недействительным и избавит вас от юридической ответственности. Тщательно проверяйте выданный вам акт и ищите все необходимые записи. Только после внимательного просмотра, при соблюдении налоговой службой всех правил, следует оплачивать выписанный штраф. В противном случае обязательно обращайтесь в судебные органы ради торжества справедливости. На практике известно огромное множество случаев, когда лица боялись как-либо оспаривать полученные результаты и сразу же осуществляли выплату штрафов. Однако, устроив проверку, они могли бы сэкономить приличные денежные суммы. Важно помнить, что в налоговых делах большую роль играет внимательность и терпение. Не пренебрегайте этим ни в каких ситуациях.

Важно ли обращаться к специалистам?

Многие люди относятся к юридической помощи с небольшой предвзятостью, полагая, что незачем тратить деньги, ведь можно просто посмотреть нужные статьи в интернете. Несмотря на то, что на многих сайтах можно найти действительно хорошие, полезные статьи с полной информацией, далеко не всегда возможно найти ответ именно на собственный вопрос, разобраться с точностью именно в вашей текущей ситуации. Кроме того, статьи в интернете устаревают, так как законодательство регулярно обновляется, и обыватель, не зная законов и практики, может воспользоваться данной статьей и поступить неправильно, в итоге процедура может быть провалена.

Необходимо консультироваться с квалифицированным специалистом, который находится в курсе всех нововведений и поправок. Поэтому не стоит пренебрегать юридической помощью, так как грамотный юрист сможет дать определенные советы в вашей персональной ситуации. Это очень важно, так как в одном случае лучше будет провести одну процедуру, а в другом другую, и обычный человек не всегда понимает, как правильно их выбрать. Кроме того, многие процедуры требуют оперативности, решительности, а это можно делать только, основываясь на имеющихся знаниях и на месте. Во многих ситуациях нельзя при выявлении новых вопросов, либо появлении новых проблем моментально залезть в интернет и попробовать узнать об этом всю нужную информацию.

Юрист же уже имеет эти знания, имеет специальное образование, и поэтому будет поступать правильно сразу же, основываясь на своих собственных навыках, а не на подсказках из всемогущего интернета. К тому же, юрист помимо всего этого имеет не только теоретические знания, но и практические, пришедшие с опытом работы. Он знает, что оппонент может предоставить, дабы уменьшить шансы на успех. В свою очередь юрист заранее уже может подготовиться к подобному исходу дела, и парировать вот такие явления.

Важно осознавать! В конечном счете, лицо, обратившееся за профессионально помощью к юристу, имеет гораздо большую вероятность на то, что дела его закончатся благоприятно для него и его компании. На некоторых специализированных сайтах вы можете проконсультироваться с юристом в онлайн режиме. Это довольно-таки удобный и проверенный способ. Вам не нужно будет тратить свое время на посещение юридической конторы.

Однако, если вы понимаете, что так будет непросто справиться, то лучше воспользоваться уже не обычной консультацией, а именно представительством, когда юрист будет решать ваши проблемы. Он самостоятельно оформит все необходимые документы, напишет жалобы, вынесет ходатайство, будет защищать вас в суде и так далее. Скорее всего, только таким образом вы сможете достигнуть реального успеха по конкретному делу.

В итоге вовсе не стоит считать налоговые службы чем-то ужасным, чем запугивают начинающих бизнесменов. В их проверках нет абсолютно ничего страшного, это всего лишь работа, которую нужно выполнять. Если вы не будете нарушать закон, а будете вести свой бизнес честным путем, своевременно производя уплату налогов в нужном размере, то никакие проверки вам не будут страшны.

В случае выявления каких-либо нарушений с вашей стороны немедленно обращайтесь к юристу. Он поможет вам во всем разобраться и научит не допускать таких ошибок в будущем. Конечно, вы в праве и сами проделать эту работу, однако никто не сможет гарантировать, что вы справились с ней безошибочно.

Важно! По всем вопросам о налоговой ответственности, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по налогообложению и налогам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Налогоплательщики, использующие в своей работе «однодневки», все чаще применяют для сокрытия незаконных схем организации-«прокладки».

Связующее звено

О фирмах-«однодневках» знает каждый, кто имеет отношение к уплате налогов. Они существуют лишь на бумаге, а на самом деле не ведут реальной деятельности. На сегодняшний день в Москве официально зарегистрировано более 1 млн. коммерческих организаций, из которых более 690 тысяч либо не отчитываются перед ФНС, либо предоставляют нулевые балансы. Многие из них и являются теми фиктивными фирмами, которые позволяют предприятиям получать необоснованную налоговую выгоду или совершать незаконные сделки.

Фискалы знакомы с этой статистикой. Поэтому постоянно совершенствуют методы пресечения незаконных сделок. Как поясняет юрист «Инвесткафе» Олег Малкин , в последнее время компания по борьбе с «однодневками» набирает обороты. ФНС сформированы признаки фиктивных фирм, по которым каждая организация должна проверить контрагента перед заключением контракта, существует судебная практика, и складывается она не в пользу юридических лиц: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекторами будет доказано, что компания действовала без должной осмотрительности при выборе партнера.

Сегодня уже невозможно работать "отмывать деньги" напрямую. Желающие избежать уплаты налогов придумали новый и, кстати сказать, весьма действенный способ обойти закон – воспользоваться услугами так называемых «прокладок» – организаций, выступающих связующим звеном между компанией и фиктивной фирмой. Таким образом выстраивается ряд посредников, в котором добросовестный налогоплательщик, находящийся на одном его конце, не заключает напрямую договоров с «однодневкой», расположенной на другом конце цепочки.

Заманчиво, но незаконно

В отличие от «однодневок», буферная фирма, как правило, платит налоги, хотя и в минимальном размере, имеет офис, который совпадает с юридическим адресом, а ее учредитель – реальное физическое лицо. Деятельность такой организации заключается в том, чтобы пропускать через себя финансовые потоки. Бороться с «прокладками» чрезвычайно сложно, так как формально они не нарушают закон.

«Принцип работы и прост, и сложен, – рассказывает старший юрист компании «ЮриКо» Елена Павлова . – Существует внешне обычная компания, реально занимающаяся бизнесом. Она в состоянии пройти проверку налоговых органов. На первый взгляд, все отношения, которые будет иметь эта организация с любой другой, носят вполне законный характер. Однако на определенном этапе в процессе работы появляется «однодневка», на которую и приходится большая часть налоговой нагрузки. Чтобы «очистить» все деньги, которые проходят от фиктивной фирмы, они должны быть проведены в среднем через три фильтрующих компании. Налоговые органы проверяют на добросовестность не только контрагентов компаний, но и тех, кто снабжает их поставщиков, однако глубже трех уровней заходят не так часто».

Распространенным способом применения «прокладки» является вывод денег из страны в оффшоры. Компания покупает товар или услугу у «однодневки», счета которой находятся в благоприятной финансовой зоне. А чтобы «замести следы», требуются фирмы-«прокладки».

Использовать «прокладки» можно различными способами, но любой из них связан с нарушением закона. Самой распространенной целью создания фирм-посредников является получение наличности. Свободные деньги нужны – это аксиома. Но все расходы необходимо учитывать, а ведь так заманчиво обойтись без этого! И компания покупает у «однодневки» товар. На самом деле товара нет, фиктивная фирма принадлежит тем же людям, что и основная, а сделка существует только на бумаге. Деньги переводятся на счет «однодневки», а обратно они возвращаются в виде наличности. После получения средств компания бесконтрольно может использовать их на любые цели: выплаты зарплаты в конвертах, откаты, подкуп, и даже невинные сувениры партнерам.

Еще одним распространенным способом применения буферной фирмы является вывод денег из страны в оффшоры. Организация покупает товар или услугу у «однодневки», счета которой находятся в благоприятной финансовой зоне. На самом деле фиктивное предприятие принадлежит основным собственникам компании, и чтобы «замести следы», в ход идут «прокладки».

Есть и другие примеры. «Представьте, что у фирмы есть актив, не совсем честно приобретенный, – рассказывает директор Центра поддержки предпринимательства Московской торгово-промышленной палаты Светлана Андрианова . – «Прокладка» его выкупает, проводит по цепочке посреднических фирм и продает основной компании, которая таким образом становится «добросовестным приобретателем», и забрать у нее данное имущество невозможно даже по суду».

Бывают случаи, когда предприятие изначально заключает много сомнительных операций, к которым по определению возникнут претензии налоговых органов или они изначально незаконны. Зачем вешать все это на основную фирму? Можно налоговые обязательства переложить на «однодневку», вести сделки от ее имени, а потом бросить, не заплатив налоги. Но связь с однодневкой рискованна, и тут опять нужны посредники.

Рискованная сделка

«Такие организации – ходовой товар. Собственники часто совершают сделки с рисками, – говорит Светлана Андрианова . Чтобы избежать наказания со стороны инспекторов, требуются посреднические компании. Обычно фирма используется единожды, а потом просто «висит» у собственника для надежности. Дело в том, что сотрудники ФНС имеют право проверять деятельность организации за последние три года. Поэтому хозяева основной фирмы и сохраняют «прокладки» на этот срок, чтобы обеспечить видимость законности ведения бизнеса. По оценкам экспертов, средний «срок жизни» таких компаний составляет 8–12 лет.

Самостоятельно создавать фирму-посредника – непродуктивно: много бумажной волокиты. Поэтому ее легче купить. «Чистоту» такого приобретения не может гарантировать никто, однако для работы пикантные «подробности» из прошлого компании не существенны. Чаще всего основной изъян заключается в наличии долгов. Эта деталь не является причиной санкций в отношении контрагента, который работает с фильтрующей организацией. Поэтому буферные фирмы после их использования легко продаются и пользуются большим спросом.

В соответствии с законом

«Проблемой для предприятия, работающего с «буфером», может стать срок жизни последнего, – говорит Елена Павлова. – По закону такая компания должна существовать еще как минимум 4 года после того, как вы перестанете с ней работать». Поэтому основные организации выкупают «прокладки» в собственность, чтобы обеспечивать их жизнедеятельность: вовремя сдавать отчетность и отчислять налоги. Если посредник не попадает в зону внимания налоговых органов, ее можно перепродать или использовать заново.

Схемы с использованием «прокладок» скрывают следы преступлений, и все же они довольно рискованны. Для выявления таких фирм потребуются существенные затраты на аналитическую работу, изучение и раскручивание схем сделок, операций с активами, с долями и акциями. Привлекать к такой работе необходимо специалистов в корпоративном праве, которых на рынке не так уж и много. Однако всегда есть вероятность, что налоговые инспекторы докопаются до сути, смогут проследить весь путь движения товаров и в конце концов выйдут на связь основной организации с однодневкой.

Надо четко понимать: связываясь с компаниями-«прокладками», любая, даже самая честная фирма нарушает закон. И блюстителям порядка известно о проблеме буферных фирм. Поэтому ее решение – лишь вопрос времени.

Если организация не платит налоги, задолженность взыщут с взаимозависимого лица

Источник: Журнал "Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение"

Сделать это позволяет пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ. О том, как инспекторы будут его применять, говорится в письмах ФНС РФ от 01.12.2014 № СА-4-7/24782@ и от 19.01.2015 № СА-4-7/376@. Подробности - в статье.

Буква закона

Подпунктом 2 п. 2 ст. 45 НК РФ что взыскание налога в судебном порядке производится в целях взыскания возникшей по итогам проведенной налоговой проверки недоимки, числящейся более трех месяцев:

  • за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами, - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, если на счета последних поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) предприятий (ситуация 1);
  • за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами, - с зависимых (дочерних) предприятий, если на банковские счета последних поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (ситуация 2);
  • за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами, - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки (ситуация 3);
  • за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) предприятий, если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) предприятию и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки (ситуация 4).

Проще говоря, задолженность «дочки» перед бюджетом будет взыскана с «мамы» :

  • если покупатели «дочки» перечисляют задолженность за товары, работы и услуги на банковские счета «мамы» (ситуация 1);
  • если «дочка», узнав о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, передавала денежные средства (иное имущество) «маме» и такая передача сделала невозможным взыскание с «дочки» недоимки (ситуация 3).

И, соответственно, задолженность «мамы» перед бюджетом будет взыскана с «дочки» :

  • если покупатели «мамы» расплачиваются за товары, работы и услуги с «дочкой» (ситуация 2);
  • если «мама», узнав о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, передавала денежные средства (иное имущество) «дочке» и такая передача сделала невозможным взыскание с «мамы» недоимки (ситуация 4).

Кроме того, в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ сказано следующее. Во-первых, если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или денежные средства (иное имущество) были переданы нескольким обществам, взыскание недоимки производится с этих нескольких организаций пропорционально доле поступившей им выручки (доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества).

Во-вторых, взыскание задолженности в порядке, установленном пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ , будет производиться, если перечисление выручки, передача денег (иного имущества) были осуществлены через совокупность взаимосвязанных операций , в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами, зависимыми (дочерними) предприятиями.

В-третьих, положения названной нормы также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся организациям, признанным судом иным образом зависимыми с за которым числится недоимка.

Таким образом, рассматриваемая норма закона направлена на предотвращение потерь бюджета вследствие недобросовестных действий налогоплательщиков.

Руководство к действию для инспекций

Именно так нужно воспринимать письма от 01.12.2014 № СА-4-7/24782@ и от 19.01.2015 № СА-4-7/376@ - в них ФНС прямо указала нижестоящим налоговым органам на то, что представленные в приложении копии судебных актов направляются инспекторам для сведения и использования в работе. Рассмотрим некоторые из названных ФНС судебных актов.

Постановление АС МО от 31.10.2014 по делу № А40-28598/13

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании ООО «А» и ЗАО «А» взаимозависимыми и взыскании с ООО суммы налоговой задолженности (штрафные санкции, пени по НДС и НДФЛ, недоимка по НДС) в размере свыше 325 млн руб. Доначисления на данную сумму были произведены инспекцией по результатам проведенной выездной налоговой проверки ЗАО. Однако задолженность ЗАО не погасило.

Рассматривая дело, суд установил следующие обстоятельства. ЗАО с целью уклонения от исполнения обязанности по пени и штрафов фактически перевело свою финансово-хозяйственную деятельность на вновь созданное юридическое лицо - ООО с одноименным названием (зарегистрировано в период проведения выездной налоговой проверки ЗАО), с тем же фактическим адресом, контактными телефонами, информационным сайтом, видами деятельности, но только с другой организационно-правовой формой (ООО) и в другом налоговом органе.

Наряду с уклонением от уплаты налогов ЗАО с момента начала проведения выездной налоговой проверки уменьшало свои активы. Так, согласно бухгалтерскому балансу на дату начала выездной проверки сумма активов равнялась 216 149 000 руб., на момент принятия решения по выездной налоговой проверке показатель снизился до 97 179 000 руб., а на момент обращения инспекции в суд - 91 960 000 руб.

Согласно выписке из ЗАО являлось действующим юридическим лицом, однако ООО фактически начало работать по договорам и контрактам, заключенным ЗАО, что подтверждается письмами покупателей, которые подтвердили расторжение договоров с ЗАО и заключение в тот же день новых договоров с ООО. Суд установил, что выручка поступает не на счет ЗАО, а на счета ООО.

Место работы с ЗАО на ООО поменяли 159 человек.

Перечисленные обстоятельства послужили основанием для вывода суда о взаимозависимости ЗАО и ООО и согласованности их действий по неисполнению налоговых обязательств ЗАО посредством расторжения ранее и заключения новых договоров с теми же контрагентами вновь созданной для этих целей организацией (ООО), что в силу положений пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ является основанием для взыскания с взаимозависимой организации - ООО недоимки, числящейся за ЗАО. Таким образом, требования налогового органа были удовлетворены судом в полном объеме. Постановление вступило в законную силу.

Решение Арбитражного суда г. от 29.12.2014 по делу № А40-153792/14

Обстоятельства дела во многом схожи с предыдущим. Налоговый орган, указывая на взаимозависимость ЗАО и ООО, просил суд взыскать задолженность ЗАО в сумме почти 57 млн руб. с ООО. Инспекция настаивала на том, что ООО создано намеренно, для увода активов, основных контрагентов, выручки и большей части сотрудников из ЗАО, с целью уклонения от погашения долга перед бюджетом. По мнению контролеров, ими соблюдены предусмотренные законом условия - установлено следующее:

  • наличие взаимозависимости между предприятиями;
  • наличие у основного общества задолженности перед бюджетом более трех месяцев;
  • поступление выручки от реализуемых товаров основного общества на счета зависимой (дочерней) фирмы.

Налоговый орган обратил внимание арбитров на то, что на момент обращения в суд им исчерпаны процедуры принудительного взыскания недоимки с ЗАО в бесспорном порядке, а именно:

  • в банки направлены инкассовые поручения;
  • в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика в банках вынесено решение и принято постановление о взыскании задолженности за счет имущества ЗАО, на основании которых Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство.

Однако по заявлению в отношении ЗАО введена процедура наблюдения, в результате чего в соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приостановлено исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе сняты аресты и иные ограничения в части распоряжения наложенные в ходе исполнительного производства.

Инспекция в подтверждение обоснованности своего иска указала на следующие факты:

  • ЗАО и ООО имеют общего учредителя, генерального и
  • ЗАО и ООО располагаются по одному адресу, имеют общий сайт и телефонные номера;
  • ООО начало осуществлять деятельность в период проведения проверки ЗАО;
  • 343 из 382 сотрудников ЗАО перешли на работу в ООО;
  • продажа ЗАО строительной техники, спецтранспорта, бытовок, строительных установок свидетельствует о выводе активов в зависимую организацию (ООО) и привела к невозможности выполнения ЗАО работ;
  • денежные средства работ поступают на счета ООО (причем общая сумма таких поступлений превысила взыскиваемую инспекцией задолженность).

При указанных обстоятельствах арбитры признали требования налогового органа обоснованными и взыскали с ООО сумму налоговой задолженности в размере почти 57 млн руб., а также
200 тыс. руб. государственной пошлины.

На момент подготовки данного материала рассмотрение этого дела не завершено, ООО подало жалобу в Девятый арбитражный апелляционный суд. Однако исходя из конкретных обстоятельств дела, а также учитывая, что первое из представленных дел (А40-28598/13 ) было разрешено Девятым арбитражным апелляционным судом и АС МО в пользу налогового органа, считаем, что шансы ООО на успех (отмену решения от 29.12.2014) ничтожно малы.

Решение арбитражного суда края от 25.12.2014 по делу № А32-24705/2014

Судебный акт вступил в силу. Арбитры взыскали с взаимозависимого лица более 34 млн руб. задолженности и госпошлину в размере свыше 194 тыс. руб.

Добровольно-принудительное погашение задолженности избавит от уплаты госпошлины

В Письме от 19.01.2015 № СА-4-7/376@ ФНС назвала еще два дела:

  • А17-1515/2014 : дорожно-строительное управление - взаимозависимое лицо перечислило (вернуло) деньги налогоплательщику-должнику, с расчетного счета которого задолженность была взыскана налоговым органом. В связи с этим инспекция отказалась от поданного иска, производство по делу было прекращено (Определение Арбитражного суда области от 22.09.2014 );
  • А 11-8617/2014 : после обращения инспекции в суд, налогоплательщик стал погашать задолженность. По этой причине, а также учитывая просьбу организации, арбитры неоднократно откладывали судебное разбирательство (определения Арбитражного суда области от 24.12.2014 , от 21.01.2015 , от 19.02.2015 ).

Как видим, ФНС указала нижестоящим налоговым органам на возможность нахождения компромиссов с должниками и вза­имозависимыми лицами. Таким образом, если меры по погашению задолженности предпринимаются, налоговый орган не будет возражать против просьбы об отложении судебного разбирательства и предоставления должнику времени для поиска денег и перечисления платежей в бюджет. После окончательного расчета налогоплательщика по долгам инспекция вправе отказаться от исковых требований, что позволит суду прекратить производство по делу. Это означает, что (взаимозависимое лицо) сможет избежать обязанности по уплате госпошлины, размер которой может составлять сотни тысяч рублей.

Руководствуясь названными письмами ФНС, налоговые органы обязаны начать (уже начали) активные действия по предотвращению случаев уклонения от уплаты налогов путем вывода активов. Широкие возможности для противодействия «уклонистам» предоставляет пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ . В перечисленных в этой норме случаях не работает правило о том, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнять свою обязанность по уплате налога, а потому принудительное взыскание недоимки по налогам осуществляется с налогоплательщика-должника. Названная норма закрепляет право налогового органа в судебном порядке доказывать наличие взаимозависимости и требовать взыскания долга с третьего лица (третьих лиц). Если судебное разбирательство будет доведено до конца и суд примет вердикт в пользу налогового органа, ответчика (взаимозависимое лицо) обяжут не только погасить долг, но и перечислить в бюджет госпошлину. Избежать ее уплаты можно, если должник и ответчик своевременно (добровольно-принудительно) предпримут меры по снижению размера задолженности.

ФНС отмечает, что по состоянию на 16.01.2015 уплачено около 70% взыскиваемой суммы.