Разработка предложений по улучшению ситуации в шекснинском муниципальном районе на основе исследования его социально-экономического положения. Мероприятия большевистского руководства в социально-экономической сфере Основные цели социальной политики

С лета 1918 г. экономическая разруха приняла угрожающие для власти большевиков масштабы. Из-под их контроля вышли наиболее развитые и богатые районы: Украина, Прибалтика, Поволжье, Западная Сибирь. Экономические связи между городом и деревней уже давно были прерваны. Городам угрожал голод. Продукты питания были первой необходимостью. В мае было решено организовать продовольственные отряды, которые должны были ехать в сельскую местность и отбирать зерно у кулаков и хлеботорговцев, которые как считалось, прячут свои запасы. Декретом от 11 июня 1918 г. в деревне были созданы Комитеты деревенской бедноты, общее руководство ими осуществлял Народный комиссариат по продовольствию (Наркомпрод). В круг обязанностей комбедов входили “распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий; оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев”.

Постановление 13 мая 1918 г. давало широкие полномочия Наркомпроду, а комбеды как раз и должны были стать своего рода его помощниками в деле проведения хлебных реквизиций в сельской местности. Государство провозгласило себя главным распределителем и прибегло к принудительным мерам в деле решения проблемы снабжения продовольствием города и армии. С 1 января 1919 г. беспорядочные поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки. Каждые область, уезд, волость, каждая крестьянская община должны были сдать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов, в зависимости от предполагаемого урожая. Каждая крестьянская община отвечала за свои поставки. И только когда вся деревня выполняла, власти выдавали квитанции, дающие право на приобретение промышленных товаров, причем в количестве гораздо меньшем, чем требовалось. Государство поощряло создание бедняками коллективных хозяйств с помощью правительственного фонда. Этим коллективным хозяйствам было дано право продавать государству свои излишки, но они были так слабы, а их техника так примитивна, что эти хозяйства не могли произвести значительное количество излишков. Только некоторые совхозы, организованные на базе бывших поместий, обеспечивали серьезный вклад в поставки первостепенной важности, предназначенные для армии.

Параллельно этим мероприятиям декретом от 21 ноября 1918 г. устанавливалась монополия государства на внутреннюю торговлю. Уже с начала года многие магазины были “муниципализированы” местными властями. 23 января 1918 г. был национализирован торговый флот, 22 апреля 1918 г. внешняя торговля. После этого Советское правительство приступило 28 июня 1918 г. к национализации всех предприятий с капиталом свыше 500 тыс. руб. Высшим органом, занимавшимся национализацией являлся Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), подчиняющийся СНК. К 1 октября 1919 г. было национализировано 2500 предприятий. В ноябре 1920 г. вышел декрет, распространивший национализацию на все “предприятия с числом рабочих более десяти или более пяти, но использующих механический двигатель”, которых оказалось около 37 тыс. Таким образом, в годы гражданской войны произошла почти полное огосударствление российской промышленности.

Правительство провело также ряд мер по милитаризации труда в промышленности. Были приняты такие принудительные меры как введение трудовой книжки (июнь 1919 г.) с целью уменьшить текучесть рабочей силы и всеобщая трудовая повинность, обязательная для всех граждан от 16 до 50 лет (10 апреля 1919 г.). Но самым экстремистским способом вербовки трудящихся были попытки превратить Красную Армию в “трудовую армию” (использовать военных для решения хозяйственных вопросов) милитаризировать железные дороги. Эти проекты были выдвинуты Троцким и поддержаны Лениным. В районах, находившихся во время гражданской войны под непосредственным контролем Троцкого, предпринимались попытки осуществить эти проекты. Пыталось использовать правительство Ленина и идеологические рычаги для активизации дешевой рабочей силы на восстановление хозяйства: введение знаменитых коммунистических субботников - труд в выходные дни без оплаты, начатый членами партии, а затем ставший обязательным для всех.

гражданский война армия интервенция

Социально-экономические мероприятия по обеспечению охраны труда

"...Социально-экономические мероприятия - включают меры государственного стимулирования работодателей и работников по повышению уровня охраны труда (льготы и компенсации при выполнении тяжелых работ и работ во вредных и опасных условиях труда; обязательное социальное и выплату компенсаций при возникновении несчастных случаев, повышение заработной платы, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день, ограничения при подъеме и перемещении тяжестей и целый ряд других льгот и компенсаций)..."

Источник:

"Пособие по охране труда дорожному мастеру" (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-37-р)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Социально-экономические мероприятия по обеспечению охраны труда" в других словарях:

    ГОСТ Р 12.0.007-2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию - Терминология ГОСТ Р 12.0.007 2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию оригинал документа: 3.1 безопасные условия труда,… …

    Рынок труда - (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

    Охрана труда - 8 Охрана труда D. Arbeitsschutz E. Protection of labour F. Protection du travail Система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально экономических, организационных, технических, санитарно гигиенических и лечебно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Охрана труда - Охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические,… … Википедия

    Производительность труда - (Labor productivity) Определение производительности труда, показатели производительности труда, эффективность труда Информация об определении производительности труда, показатели производительности труда, эффективность труда Содержание Содержание … Энциклопедия инвестора

    Охрана Труда - (employment protection) Охрана прав работника в соответствии с занимаемой им должностью. По Закону об охране труда (консолидации) 1978 г., работодатель обязан в течение 13 недель со дня выхода нового служащего на работу выдать ему копию трудового … Словарь бизнес-терминов

    ОХРАНА ТРУДА - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные… … Энциклопедия трудового права

    СП 12-133-2000: Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве - Терминология СП 12 133 2000: Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно коммунальном хозяйстве: Аттестация рабочих мест по условиям труда Процедура анализа и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Апрель 1985г. – на Пленуме ЦК КПСС провозглашен курс на «ускорение» соц.-экономического развития (быстрое внедрение достижений НТР, рост производительности труда за счет повышения материальной заинтересованности; борьба с уравниловкой; закупка передового оборудования за рубежом; увеличение капиталовложений в производство товаров широкого потребления; улучшение качества продукции за счет введения госприемки).

Итог: попытка реформирования экономики, не затрагивая основ командно-административной системы, окончилось провалом во многом из-за неумелого руководства и бюрократизма (например, введение госприемки привело только к росту бюрократического аппарата; закупаемое оборудование часто простаивало из-за отсутствия квалифицированных кадров).

1986г. – антиалкогольная компания и катастрофа в Чернобыле еще более подорвали финансовую устойчивость экономики СССР;

1987-88г.г. - проект экономической реформы Абалкина (перевод госпредприятий на хозрасчет; расширение кооперации; допущение частного сектора в экономику; сокращение и упорядочение деятельности министерств).

1989г. - принят закон о госпредприятии (они получили возможность оставлять часть прибыли у себя и свободно ею распоряжаться; создавать дочерние филиалы – кооперативы) и закон о кооперации (фактическое разрешение частного сектора в сфере торговли и услуг); попытка введения арендного подряда в деревне (но на арендные отношения перешли только 2% колхозников, да и то в основном они продали полученные земли или сдали в субаренду для несельскохозяйсвенных нужд).

Итог: 1990-91г.г. тяжелейший экономический кризис ; фактическая потеря управления отраслями экономики из-за крайне некомпетентного руководства; стремительное падение производства при росте денежных доходов населения – как следствие – тотальный дефицит на предметы потребления и введение карточной системы; дефицит бюджета составил 100 млрд.руб.(10% ВНП); одновременно началась стремительная криминализация экономики из-за крайне неудачного закона о кооперации, который привел к легализации «теневой экономики» и росту преступности в несколько раз. К середине 1991г. страна оказалась на грани экономической катастрофы.

Мероприятия в политической сфере .

1985г. – на апрельском Пленуме ЦК КПСС взят курс на внедрение гласности и демократизации в общественно-политической сфере и пересмотр оценки многих событий российской истории (подтверждена на XXVII съезде КПСС в феврале 1986г.)- начало широкой реабилитации жертв сталинских репрессий и критика «эпохи застоя».

Следствие этого – активизация общественного мнения, начало демократизации общества при одновременном подрыве авторитета правящего режима.

1988г . – XIX партконференция – принимается решение о политической реформе, об изменении всей структуры власти, введение «советского парламентаризма» - объявление альтернативных выборов в новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов.

1989г . – начало работы Съезда народных депутатов СССР и появление легальной оппозиции и первых партий и движений, альтернативных КПСС

Март 1990г. III Съезд народных депутато СССР ; отмена 6-ой статьи Конституции о руководящей роли КПСС (что означало легализацию многопартийности) и учреждение поста Президента СССР (им стал Горбачев, но он был избран Съездом, а не всем населением; что дало повод его оппонентам говорить о недостаточной легитимности его власти).

Все эти события происходили на фоне резкого обострения национального вопроса и сепаратизма (межнациональные столкновения в Нагорном Карабахе с 1988; погромы армян в Сумгаите и Баку в 1988-89г.г., сепаратистские движения в прибалтийских республиках, столкновения в Приднестровье).

При этом центральные власти во главе с Горбачевым фактически бездействовали, чем еще более усугубляли обстановку.

Итог: к середине 1991г. – обстановка фактически вышла из-под контроля Горбачева ; с провозглашением Декларации независимости РСФСР и избранием Б.Ельцина Президентом России начался переход властных полномочий от союзного Центра в республики.

№53. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

Апрель 1985г. – провозглашение Горбачевым нового внешнеполитического курса – «нового мышления» (суть: отказ от старого тезиса о непримиримом расколе мира на 2 лагеря; признание мира цельным и неделимым; отказ от силовых методов решения конфликтов; инициатива в проведении переговоров с США о разоружении).

Исходя из новой доктрины перед внешней политикой СССР стояли следующие задачи: 1) добиться прорыва международной изоляции страны; 2) за счет нормализации отношений с США и капиталистическим блоком создать условия, позволяющие прекратить разорительную для СССР гонку вооружений; 3) расширить экономические связи со всеми государствами, не отдавая больше предпочтения государствам социалистической ориентации. Особое внимание при достижении этих задач уделялось приоритету мирных средств в решении глобальных проблем, признанию общечеловеческих ценностей.

Центральное место во внешней политике СССР занимали отношения с США. Основные усилия советской дипломатии в этом направлении были направлены на прекращение гонки вооружений и разрядку отношений. Летом 1985 г. СССР в одностороннем порядке прекратил ядерные взрывы и подтвердил односторонний мораторий на испытание противоспутникового оружия, что создало прочную базу для начала переговоров между главами СССР М. С. Горбачевым и президентом США Р. Рейганом.

После ряда встреч «в верхах» между лидерами двух стран в Женеве (1985 г.) и Рейкьявике (1986 г.) советская и американская стороны подписали 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне соглашение об уничтожении целого класса ракет – средней и малой дальности. Советская сторона взяла на себя обязательство демонтировать и уничтожить в течение трех лет 1752 ракеты, американская – 869. В 1991 г . в Москве был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ – 1), который предусматривал новую ликвидацию части ядерного оружия.

Практически одновременно Советским Союзом была выдвинута программа, предусматривавшая поэтапную ликвидацию ядерного оружия до 2000 г. В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении участия двух сторон в Афганской войне, ставшей с начала ее возникновения одной из главных линий противостояния двух мировых держав в «холодной» войне. США обязались прекратить оказывать помощь моджахедам в Афганистане (обещание не было выполнено), а Советский Союз выводил свои войска из этой страны. Вывод советских войск из Афганистана (1988 – 1989 гг.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В целом, это было правильное решение, поскольку война была крайне непопулярна в СССР. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех главных препятствий, мешавших нормализации отношений со своим соседом. Значительное внимание советская дипломатия уделяла европейскому направлению . Советское руководство рассчитывало за счет нормализации отношений с развитыми западноевропейскими странами (Франция, Германия, Италия, Великобритания) получить от них экономическую помощь, необходимую при проведении реформ внутри страны, а также массированные поставки современной техники и технологий. С этой целью оно пошло на беспрецедентные односторонние уступки Западу, согласившись вывести свои войска из ряда восточноевропейских стран, а также фактически отказавшись оказывать помощь своему союзнику ГДР. В 1990 г. СССР одобрил объединение ГДР и ФРГ в единое государство. Политика уступок объективно способствовала ослаблению позиций СССР в Европе, хотя личная популярность М. С. Горбачева срединаселениязападноевропейских стран значительно выросла.

Если по отношению к странам Западной Европы СССР проводил более или менее ясную политику, то по отношению к социалистическому лагерю, странам Восточной Европы такой ясности не было. Большинство руководителей социалистических стран не приняли «нового политического мышления», считая, что этот курс приведет к изменению общественно-политического строя в их государствах. Начавшаяся конфронтация этих стран сруководством СССРпривела к тому, что Советский Союз перестал оказывать им поддержку в полном объеме. В то же время тоталитарные режимы стран Восточной Европы пытались ограничить развитие демократических процессов в своих странах. Результатом этой политики стало падение авторитета правящих партий социалистических стран, рост среди населения антисоветских и антикоммунистических настроений. С 1989 по 1990 гг. в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии прошли «бархатные революции» (бескровные), результатом которых стало крушение коммунистической системы власти. Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на западноевропейский путь развития и постепенное вхождение в НАТО. Весной 1991 г. СССР согласился на роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, вывод советский войск с территорий восточноевропейских стран. Эре военного и политического господства СССР в Восточной Европе пришел конец.

Вывод: «Новое политическое мышление» во внешней политике являлось попыткой реализации правительства М. С. Горбачева «идей перестройки» на международной арене. Осуществление этой политики имело определенный успех, т. к. способствовало окончанию периода военной конфронтации СССР с США и изменению в глазах европейцев образа нашей страны как «империи зла». Уничтожение «железного занавеса» позволило советским гражданам фактически во многом заново открыть для себя окружающий мир. Было положено начало процессу уничтожения ядерного оружия.

Вместе с тем, доктрина нового политического мышления, на которую опиралась внешняя политика СССР, была достаточно размыта и не имела четких стратегических целей. Стремление правительства М. С. Горбачева любой ценой установить с Западом дружественные отношения нанесло непоправимый вред позициям СССР на международной арене. Итогом этой политики стало разрушение биполярного мира (две мировые державы – СССР и США). На международной арене резко усилились позиции США, оставшейся единственной сверхдержавой.

Со второй половины 1989 г. экономический кризис в СССР приобрел черты стагнации:. Усилился распад хозяйственных связей, повлекший за собой остановку все большего числа производств. Окончательно развалилась финансовая система. Начинались проблемы с обеспечением населения продовольствием и товарами повседневного потребления.

На фоне ухудшающейся экономической ситуации в СССР резко усилились центробежные тенденции. Особенно их рост отметился в 1990 г., когда по стране прокатился настоящий «парад суверенитетов», сопровождаемый принятием рядом союзных республик односторонних решений о самоопределении и создании независимых национальных государств. Собравшийся 12 июня 1990 г . I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации . Ее принятие в конечном итоге предопределило распад СССР, который мог существовать только до тех пор, пока Россия служила его объединяющим началом. Весной – летом того же года декларации о национальном суверенитете приняли прибалтийские и другие республики СССР. Вслед за национальным суверенитетом отдельные республики стали принимать и суверенитет государственный, заявив о приоритете своего законодательства над союзным.

В этих условиях союзное руководство теряло возможность распоряжаться ресурсами республик и эффективно управлять страной. Удержать власть демократическим путем оно уже не могло. Попытки укрепить свое влияние при помощи военной силы, которая была применена в апреле 1989 г. вТбилиси , в январе 1990 г. вБаку , в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге , завершились провалом. Единственным возможным средством удержать начавшийся процесс распада Советского Союза было использование хозяйственных связей. Однако руководство М. С. Горбачева не смогло эффективно им воспользоваться.

Собравшийся в марте 1990 г. Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР предпринял последнюю попытку укрепить исполнительную власть, учредив пост Президента СССР , на который был избран М. С. Горбачев. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о судьбе СССР, на котором большинство граждан высказалось за сохранение Союза и за желание жить в одном государстве. Однако эти действия оказались в значительной степени запоздалыми, поскольку прокатившийся к этому времени «парад суверенитетов» уже до неузнаваемости изменил облик страны.

В этих условиях М. С. Горбачев предложил лидерам союзных республик заключить новый Союзный Договор , поскольку было ясно, что прежний Союзный Договор 1922 г. уже не отвечал реалиям. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огареве была достигнута договоренность с лидерами девяти республик (отсутствовали прибалтийские республики и Грузия) о заключении нового Союзного Договора, который стал известен как соглашение «9+1» (девять лидеров союзных республик + Президент СССР). Согласно этому документу, республики получали в составе нового Союза широкую автономию, а центр должен был выполнять лишь координирующую роль, оставив в своем ведении вопросы обороны, финансовой политики и внутренних дел. Обновленный Союз получал название «Содружество Суверенных Государств» (ССГ). Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного Договора было резко негативно встречено консервативными силами, поскольку лишало верхушку КПСС реальной власти. Они попытались силовым путем предотвратить его заключение. 19 августа 1991 г., воспользовавшись отпуском М. С. Горбачева, группа высших руководителей партии во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым предприняла государственный переворот . 18 августа верные заговорщикам войска КГБ блокировали находившегося на отдыхе на даче в Форосе (Крым) Президента СССР М. С. Горбачева. 19 августа заговорщики объявили о невозможности исполнения Президентом СССР своих функций по состоянию здоровья. Вся полнота власти на неопределенное время переходила к Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) из 8 человек. Все вошедшие в ГКЧП являлись членами ЦК КПСС. ГКЧП объявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде регионов страны (главным образом, на территории РСФСР) был введен режим чрезвычайного положения, административная власть в них должна была перейти к военному руководству. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, выпуск оппозиционных газет, запрещались митинги, манифестации и забастовки. В Москву и некоторые другие крупные города были введены войска.

Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Некоторые свободные радиостанции сразу же назвали события в Москве путчем . Президент РСФСР Б. Н. Ельцин открыто осудил переворот и призвал население к открытому сопротивлению действиям путчистов. На улицы столицы вышли тысячи протестующих москвичей. Часть войск перешла на сторону российского правительства. В этих условиях ГКЧП не решился на подавление вооруженным путем народных масс. К вечеру 21 августа 1991 г . путч провалился. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. На следующий день в Москву был возвращен Президент СССР М. С. Горбачев. Путч привел к коренному изменению общественно-политической ситуации в стране. Еще во время путча 19 августа Указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина была приостановлена деятельность КП РСФСР. Фактически вне закона была поставлена КПСС. Партия стала сходить с политической арены. Несмотря на то, что путч по существу закончился крушением тоталитаризма, ситуация в стране продолжала оставаться чрезвычайно острой. Резко ускорился процесс распада СССР.

Сразу после подавления августовского путча три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991 г. Президент СССР подписал указы о признании этого выхода. Несколько позже, 1 декабря 1991 г. на референдуме в крупнейшей после РСФСР республике – Украине население подавляющим большинством голосов проголосовало за независимость своей республики. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском в тайне от Президента СССР лидеры трех республик: Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С. С. Шушкевич – подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате «Беловежское соглашение» подписали еще восемь бывших союзных республик. С подписанием этих договоров СССР как субъект международного права прекратил свое существование. На следующий день М. С. Горбачев вынужден был сложить с себя обязанности Президента СССР.

№55. Октябрьские события 1993 г. Политическая смена государственного строя России.

С конца августа 1991 г. по декабрь 1993 г. решался вопрос о вла­сти, который принял форму столкновения двух моделей ее органи­зации: президентской и парламентской республики. Августов­ские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу формиро­вания основ новой государственности. Прежде всего стали созда­ваться президентские структуры - Совет Безопасности и Прези­дентский Совет. На местах вводился институт представителей Пре­зидента. Они осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно Президентом формировалось и правительство России, управление осуществлялось на основании указов Б.Н. Ельцина. Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1978 г., в которой говорилось, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам народ­ных депутатов. С 1990 г. официальным высшим органом власти был Съезд народных депутатов РСФСР. В течение 1992-1993 гг. конфликт между законодательной и исполнительной властью стремительно нарастал. Попытка депутатов весной 1993 г. сместить Президента не удалась. Прошедший 25 апреля 1993 г. референдум показал, что большинство граждан одобряют политику Ельцина и правительства, одновременно выступая против досрочных выборов Президента и народных депутатов. Российское общество продемонстрировало стремление к стабилизации политической жизни страны. Противостояние властей осенью 1993 г. вылилось в кровавый конфликт. К этому времени советники Ельцина подготовили про­ект новой Конституции РФ, который был отклонен депутатами парламента. В ответ на это 21 сентября 1993 г . Ельцин антиконститу­ционным указом распустил представительные органы власти - Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов , назначив новые выборы. На следующий день депутаты большинством голосов отстра­нили Ельцина от должности и возложили полномочия Президента на вице-президента Руцкого. Попытки переговоров и поиски ком­промисса провалились. Здание парламента было блокировано сило­выми ведомствами, которые подчинялись Ельцину. 3 октября воору­женные сторонники парламента вместе с националистическими отрядами смяли милицейское оцепление вокруг «Белого дома», за­хватили здание московской мэрии и попытались взять штурмом те­лекомплекс «Останкино». Результатом этих событий стали чело­веческие жертвы. Генералы Руцкой и Макашов призывали к захвату телецентра. Создалась угроза гражданской войны. 4 октября к активным действиям перешло правительство . Начался штурм «Белого до­ма», где оставались так называемые «непримиримые» депутаты Верховного Совета. Здание было обстреляно из танков прямой на­водкой, а затем его захватили бойцы группы «Альфа». Руководство парламента и его защитники были отправлены в тюрьму. Согласно официальным данным в ходе трагических событий погибло 145 че­ловек.12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Консти­туции. За нее отдали свои голоса 58 % участвовавших в голосова­нии. Конституция установила принцип разделения властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых ста­новилась самостоятельной. Главой государства провозглашался Президент, избираемый на 4 года и определяющий основные на­правления внутренней и внешней политики. Президент РФ являет­ся гарантом Конституции и выступает в качестве арбитра, посредника между различными ветвями власти и государственными институтами. По сути он осуществляет посредничество между государством и обществом.

Таким образом, согласно Конституции 1993 г. Россия превращалась в президентскую республику. Конституцией предусматривалось избрание законодательного органа - Федерального собрания в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Президент получил право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, пред­ложенной Президентом. Он может принимать указы, имеющие силу нормативного акта. Президент является Верховным главнокоман­дующим, ему непосредственно подчиняются все «силовые» минист­ры и министр иностранных дел, а также Совет безопасности.

В условиях концентрации основных властных полномочий в руках Президента объективно возросла роль его администрации. Опорой власти и проводником политики Президента стал государственный аппарат, в состав которого влились некоторые бывшие союзные ведомства. 22 декабря 1993 г. Ельцин подписал указ, которым федеральные чиновники были выделены в особую категорию со своим уставом и льготной системой финансового, медицинского, бытового и иного обеспечения.

№56. Социально-экономическое развитие России в постсоветский период.

Одним из самых сложных и спорных направлений экономиче­ской политики 1990-х гг. сталаприватизация государственной собственности. Концепция приватизации в нашей стране была разработана Гос­комимуществом России во главе с А.Б. Чубайсом. Формально она прежде всего преследовала цель создания класса частных собствен­ников. Все имущество российских предприятий на 1 января 1992 г. было оценено в 1 трлн 260,5 млрд руб. Разделив эту сумму на числен­ность населения России (148,7 млн), правительство полагало, что ему удалось определить долю собственности каждого гражданина в 10 тыс. руб., благодаря чему с 1 сентября 1992 г. каждый россия­нин получил свою долю в госсобственности в виде приватизацион­ного чека (ваучера). С 1 января 1993 г. на ваучер можно было при­обрести акции любого предприятия. Для этого было проведено ак­ционирование государственных предприятий: 51 % акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу. Так как подавляющее большинство россиян не знало, как самим распорядиться ваучерами, то по всей стране создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Они долж­ны были обменивать ваучеры населения на акции наиболее эффек­тивных приватизируемых предприятий. Однако большинство из 2 тысяч ЧИФов, собиравших ваучеры у населения, в течение одного- двух лет бесследно исчезли, немало обогатив жульническое, по при­знанию самого Чубайса, «полууголовное руководство». Большинст­во рядовых акционеров на предприятиях также остались ни с чем: в результате различных махинаций их акции оказались в руках ру­ководства и его окружения. К тому же, вследствие инфляции, вауче­ры полностью обесценились. Второй - денежный - этап приватизации начался в 1995 г. Цель его была - создание эффективного собственника. В результате так называемых «залоговых аукционов» крупные прибыльные госу­дарственные предприятия с экспортным потенциалом перешли к частным владельцам, которые находились ближе всех к государ­ственной власти, причем по символическим ценам. В результате приватизации две трети богатств страны стали до­стоянием 6% населения. Современные российские олигархи свое состояние не заработали, а получили из рук государства.

Другими правительственными мерами по искусственному созда­нию в стране тончайшего слоя крупных собственников стали адми­нистративные раздачи квот и лицензий на экспорт и импорт; выбо­рочное освобождение привилегированных структур от уплаты та­моженных пошлин на табак, спиртное, лекарства, автомобили и пр.; беспроцентные государственные кредиты частным банкам. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия После приватизации в 1992-1998 гг. главной задачей российско­го руководства стала финансовая стабилизация и сокращение бюд­жетного дефицита.

Основным методом этой борьбы было избрано всемерное сокра­щение денежной массы. В 1995 г. вводится «валютный коридор» (курс рубля по отношению к доллару фиксируется в определенных границах). Уменьшение бюджетного дефицита было достигнуто также за счет отказа государства от обязательств в области медици­ны, образования, науки, социальной сферы. Одновременно эконо­мику охватил глубочайший инвестиционный кризис (отток денег из сферы производства). Деньги все больше заменялись прямым на­туральным обменом (бартером), взаимными неплатежами, взаимо­зачетами и т. д. В результате в эти годы лишь около 20 % экономики обеспечива­лось «живыми» деньгами, а 80 % операций осуществлялось без их участия. Объем промышленного производства сократился на 56 %.

Для покрытия дефицита бюджета государство постоянно заим­ствовало средства как внутри страны, так и за рубежом. Началась «жизнь взаймы» посредством финансовой пирамиды ГКО (государ­ственных краткосрочных обязательств). Весной 1998 г. Ельцин назначил премьер-министром С.В. Кириенко, всего несколько месяцев проработавшего министром топлива и энергетики. Новое правительство пыталось сделать ставку на стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюджетного кризиса. 17 августа 1998 г. правительство объявило трехмесячный мораторий (отсрочку) на выплату банками долгов иностранным кредиторам. Разразился острейший финансовый кризис, который назвали словом «дефолт» (отказ платить долги). Результатом кризиса стали крах большинства крупных частных банков, разорение тысяч мелких предприятий, растерянность зарож­дающегося «среднего класса», частных собственников. Стремитель­но росли цены. Рублевые сбережения россиян вновь в один момент обесценились. Дефолт привел к утрате доверия населения и инвесторов к рос­сийским властям. Кризис продемонстрировал неэффективность проводившегося с 1992 г. курса реформирования и нанес мощный удар по политическому авторитету тех, кто за ним стоял.

В этой ситуации правительство, возглавляемое Е.М. Примако­вым , в рамках своей политики «успокоения» страны сознательно отошло от крайностей либерализма. Правительство допустило опре­деленное расширение денежной эмиссии (выпуска в обращение бумажных денег и ценных бумаг). Был объявлен курс на усиление государственного регулирования в экономике, решительную борь­бу с экономическими преступлениями и коррупцией. Впервые за ряд лет предпо­лагался небольшой профицит бюджета (превышение доходов над расходами).

В результате финансового кризиса рубль значительно «подеше­вел» по отношению к иностранным валютам, импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производи­телей. Иными словами, финансовый кризис привел к определен­ному оздоровлению экономики, послужил толчком для разви­тия российской промышленности. Но это не улучшило положе­ния потребителя. Все аналитики сходились в том, что экономиче­ское положение России крайне сложно и выход из создавшёйся си­туации при самых благоприятных условиях потребует длительного времени.

Главное экономическое достижение реформ при всех отрицатель­ных последствиях состоит в том, что в стране заработали деньги. Го­сударство больше не контролировало и не устанавливало цены на то­вары, не ограничивало размер заработной платы. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство, ее экономика стала открытой. Российский рынок начал привлекать внимание зарубежных инвесторов и товаропроизводителей. В 1990-е гг. возник слой бизнесменов, идет процесс зарождения нового среднего класса, который включал представителей разных профессий. В стране были созданы все виды рынков: недвижимости, товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов и т. д. В резко расширив­шейся сфере услуг работало не менее трети занятого населения.

К отрицательным результатам экономических реформ 1990-х гг. следует отнести тот факт, что постепенное формирование рыноч­ной инфраструктуры идет на фоне быстрого обнищания значитель­ной части населения, возникновения резких социальных контра­стов, уничтожения огромного количества предприятий, появления безработицы и других болезней рыночной экономики. Провалом закончилась поспешная попытка внедрения в российскую деревню фермерства. В 2000 г. крестьянские фермы производили только 3 % сельскохозяйственной продукции страны. Фермерство не прижилось из-за отсутствия материальной базы и навыков ведения индивидуального хозяйства. Многие хозяйства разорились, утратили свою материальную базу. Либерализация внешней торговли привела к массированному вторжению на рынки России дешевой сельхозпродукции из-за границы.

№57.Политическое развитие России в 1993-2008 гг.

Одной из самых актуальных задач, которую должна была решать новая российская власть, стало сохранение территориальной цело­стности России. В 1991 г. возникла угроза распада России. Россий­ское руководство, исходя из новой политической обстановки, по­ощряло процессы «суверенизации» республик. Ельцин призывал регионы брать столько самостоятельности, сколько они смогут взять. В 1990 г. республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. Автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Республика Соха (Якутия), Чечня взяли курс на вы­ход из состава Федерации. В результате переговоров 31 марта 1992 г. в Москве был подписан договор, определивший взаимоотно­шения между субъектами Федерации и границы государства. Он но­сил компромиссный характер, но позволил остановить процесс распада государства. Только через два года был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях. История России 90-х гг. отмечена крупными политическими кампаниями - выборами Президента РФ, выборами в Государственную Думу, а также выборами губернаторов и президентов во всех субъектах Федерации. В декабре 1993 г. на выборах в новый парламент страны - Государственную Думу - неожиданный успех (который можно было рассматривать как реакцию на неприятие политики власти) одержала ЛДПР (лидер - В.В. Жириновский), получив 24 % голосов. Коммунисты и аграрная партия набрали в сумме 22 % голосов избирателей. Другие оппозиционно настроенные партии (в том числе «Яблоко» Г.А. Явлинского) получили все вместе немногим более 28 %. Правительственная партия Е.Т. Гайдара - Демократический выбор России (ДВР) - набрала лишь 15,4 %. Таким образом, большинство в Госдуме стало принадлежать оппозиции, а ее председателем был избран представитель аграриев И.П. Рыбкин.

Неудачные военные действия на Северном Кавказе, экономическая политика правительства, усилившееся расслоение общества вызвали рост оппозиции в стране, что убедительно показали результаты выборов в Госдуму 1995

Поскольку относительное большинство в Госдуме состави­ли коммунисты, ее прозвали «красной». Большое влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в России оказали президентские выборы 1996 г. Многим казалось, что с таким багажом проблем, неудач и невыполненных обещаний Б.Н. Ельцин не сможет победить. Популярность его у из­бирателей снизилась до б %, и победа его соперника, лидера КПРФ Г.А. Зюганова, казалась весьма вероятной. Благодаря иностранным займам началось частичное погаше­ние долгов правительства бюджетникам. Правительство заявило о разработке новой программы преобразований экономики страны. Ельцин вывел из состава правительства непопулярные фигуры - министра иностранных дел Козырева и вице-премьера Чубайса, ответственного за приватизацию. Правительство заяви­ло о сближении с Белоруссией. Были предприняты энергичные шаги по решению чеченской проблемы - от разработки плана мирного урегулирования до физического устранения Дудаева и прекращения военных операций. Сам Ельцин, еще недавно ка­завшийся больным и вялым, обнаружил энергию, активность. Он посетил 24 города и региона - больше, чем за все годы своего президентства. Немало людей, отдавших голоса Ельцину, не были его сторонни­ками, но они оставались противниками коммунистов, не хотели их возвращения к власти. В конце 90-х гг. политический процесс характеризуется «кадровой министерской че­хардой». Премьер-министром в октябре 1998 г. становится Е.М. Прима­ков. Он, скорее, поддерживал позицию Думы, а не Президента.

Попытка Госдумы провести импичмент (отрешение от должно­сти) Президента дала повод Ельцину для досрочной отставки пра­вительства Е.М. Примакова. В мае того же года во главе правитель­ства оказывается С.К. Степашин, которому удается продержаться у власти всего лишь три месяца.

В центре внимания Ельцина стала проблема поиска своего пре­емника. Его имя Ельцин назвал 9 августа 1999 г. после подписания указа о назначении Владимира Владимировича Путина и. о. пре­мьер-министра. Ельцин выбрал человека, в то время очень малоиз­вестного не только в народе, но и в номенклатуре. Рост авторитета В.В. Путина происходил на фоне очередного чеченского кризиса. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы, где был избран В.В.Путин. Важным шагом к созданию сильного государства стала админист­ративная реформа. В мае 2000 г. было учреждено семь федеральных округов : Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Округа выступали про­межуточными и одновременно связующими звеньями между центром и 89 регионами России. В каждый из округов были назначены полно­мочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответст­вие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Другой политической реформой 2000 г. была реорганизация Совета Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания ста­ла формироваться не из губернаторов, а из представителей регио­нов (по два от каждого), избираемых местными законодательными органами и назначаемых главами администраций. Чтобы обеспечить постоянное участие глав регионов в разработке государственной политики, в августе 2000 г. был созданГосударственный совет - совещательный орган власти при главе государства. Произошло изменение российской многопартийной системы. В 2001 г. Госдума приняла закон «О политических партиях». В результате вместо примерно 300 политических организаций, участ­вовавших в выборах 1999 г., к выборам в Государственную Думу, ко­торые состоялись 7 декабря 2003 г., было допущено лишь 26 партий.

Была завершена судебная реформа . Она предусматривала вве­дение суда присяжных по всей стране с 2003 г., введение института мировых судей, арест граждан лишь по решению суда, передачу ис­правительных учреждений из МВД в ведение Минюста и т. д. Парламентские выборы 2003 г. продемонстрировали стремление российского общества к стабильности. Пропрезидентская «партия власти» «Единая Россия» одержала внушительную победу, получив 37,57% голосов избирателей и 2 /з депутатских мандатов в Думе. Исход президентских выборов, состоявшихся 14 марта 2004 г., был предсказуем. Несмотря на наличие шести претендентов, альтер­нативы Пути

Замечание 1

Реализация стратегических целей долгосрочного развития социально-экономической деятельности Российской Федерации нуждается в достижении социального согласия, а также помощи в развитии механизма социальной поддержки, адаптации и минимизация социального неравенства. Мероприятия, которые обеспечивают решение вышеперечисленных задач, должны направляться на гармонизацию действия государства, рынков и семьи в сфере качества и уровня жизнеобеспечения.

Для этого могут потребоваться развитие сектора социальных услуг и его модернизации, а также реализация адресных программ помощи бедным слоям населения и формирование различных льгот. Для этого необходимо обеспечить формирование структуры социальной поддержки и адаптации, которая будет отвечать потребностям нынешнего общества, а также реализовать функции социального развития и доступных механизмов социального развития для уязвимых групп населения.

Основные цели социальной политики

На сегодняшний день основными целевыми ориентирами социальной политики к 2020 году являются:

  • минимизация уровня относительной или абсолютной бедности (малообеспеченной части населения), а также увеличение среднего класса граждан до половины всей численности населения;
  • снижение классификации слоев населения по уровню доходов (соотношение 10% самых богатых и самых бедных людей) с 17 раз в 2007 году и до 20-ти раз в 2020 году;
  • увеличение размеров социальных и пенсионных выплат военнослужащим до того уровня, который бы отвечал важности и ценности данного вида деятельности в сфере обороноспособности государства;
  • доведение социальных выплат до адресности, которые привязаны к уровню дохода населения, до 80% к 2012 году, а к 2020 году охват бедных слоев населения социальными программами должен достигнуть 100%;
  • решить к 2020 году основную проблему пожилой части населения – полное удовлетворение их потребности в регулярном уходе и поддержке;
  • достичь к 2020 году занятости людей с инвалидностью до 40% от общего числа инвалидов.

Основные мероприятия социальной политики

Долгосрочная политика социальной поддержки российских граждан заключается в реализации многих приоритетных направлений. Первостепенным направлением является улучшение социальной атмосферы в обществе, минимизация дифференциации граждан по уровню их доходов, а также уменьшение бедности.

Замечание 2

Основными мероприятиями по борьбе с бедностью и улучшением благосостояния граждан являются стремительные темпы экономического роста, увеличение заработной платы и создание новых рабочих мест. Значительное воздействие на улучшение социальной политики оказывают изменения в образовательной сфере и системе здравоохранения за счет повышения качества доступности этих услуг, снижения неформальных платежей, а также с помощью положительного влияния обновленной образовательной системы на возможности эффективной экономической деятельности граждан.

Но, несмотря на это, экономический рост не может автоматически привести к минимизации нищеты, и может сопровождаться ростом социальной нестабильности и увеличением неравенства. Для снижения бедности населения разделения его по уровню доходов, необходимо осуществить комплекс мероприятий социальной политики, которые бы были направлены на:

  • увеличение минимального размера заработной платы и оплаты трудового процесса работников бюджетных организаций, данные меры помогут снизить бедность среди работающих граждан;
  • увеличение среднего размера трудовых пенсионных выплат по старости до того уровня, который сможет обеспечить минимальный потребительский бюджет;
  • увеличение эффективности социальной поддержки отдельных слоев населения посредством усиления адресности социальных проектов, совершенствования процедур нуждаемости населения, а также внедрение новых технологий по оказанию социальной помощи и контрактов;
  • повышение квалификации налоговой системы по проблемам урегулирования доходов посредством расширения налоговых вычетов и введение налога на недвижимое имущество, что зависит от его рыночной стоимости (благодаря этому можно равномерно распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода).

Немаловажным мероприятием социальной политики является повышение эффективности поддержки семьи на социальном уровне. К данным мерам можно отнести развитие и совершенствование системы по предоставлению выплат в связи с рождением и воспитанием ребенка. Также можно усилить стимулирующую роль дополнительных мероприятий государственной поддержки семей, которые имеют несовершеннолетних детей, включая развитие и расширение рынка образовательных услуг, и строительство для них доступного жилья.

Повысить эффективность государственной поддержки можно путем развития программ социального сопровождения семьи в воспитании дошкольных детей путем открытия детских учреждений и минимизации семейного неблагополучия. Также эффективным мероприятием социальной политики является укрепление системы безнадзорности, консолидация действий региональных, федеральных и местных социальных институтов, которые направлены на решение проблемы беспризорности. Особую роль в данном вопросе сыграет повышение эффективности социальных служб, деятельность которых связана с минимизацией семейного неблагополучия и предоставление психологической и социальной помощи тем детям, которые находятся в социально опасной ситуации.

Следующим мероприятием, которое способно повысить эффективность социальной политики, является социальная интеграция и реабилитация людей с инвалидностью. Оно включает в себя:

  • институциональное и организационное совершенствование системы медико-социальной экспертизы, а также реабилитации инвалидов;
  • развитие уровня социальной интеграции людей с инвалидностью и реализация мер по обеспечению для инвалидов транспорта, объектов инфраструктуры, а также жилого помещения;
  • создание необходимой инфраструктуры в реабилитационных центрах, которые обеспечивают комплексную реабилитацию инвалидов, и гарантирует возвращение к полноценной общественной жизни.

Особое место в государственной социальной политике отводится социальному обеспечению граждан преклонного возраста. К мероприятиям по улучшению и совершенствованию социальной политики в данном направлении можно отнести:

  • реализация доступности социальной помощи и услуг всем нуждающимся преклонного возраста посредством развития сети учреждений различных правовых форм, которые будут предоставлять социальные услуги;
  • развитие различных форм осуществления социальных услуг гражданам преклонного возраста и людям с инвалидностью с целью поддержания способности данных граждан к передвижению или самообслуживанию, а также оказание социальной помощи тем семьям, которые осуществляют родственный уход по дому пожилым людям и инвалидам;
  • обеспечение пожилых граждан и инвалидов, которые нуждаются в помощи посторонних, местами, необходимыми потребностями, а также стационарными учреждениями социального обслуживания.

Рисунок 1. Мероприятия социальной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Реализация мероприятий социальной политики нуждается в достижении социального согласия, а также в развитии механизмов социальной поддержки и адаптации населения. Для этого может потребоваться модернизация и совершенствование сектора социальных услуг, развитие адресных программ и льготных категорий граждан.

1

Статья посвящена актуальной теме – изучению событийного туризма и, в частности такого его вида как выставки. Приведено исследование роли выставок как событийного туризма в жизнедеятельности современного города. Событийный туризм становится все более востребованным видом городского туризма. В качестве мероприятий событийного туризма необходимо отметить спортивные мероприятия, в т.ч. Олимпиады, Универсиады, Чемпионаты мира; городские фестивали и карнавалы; бизнес и научные форумы и конгрессы. Особое место в событийном туризме занимают выставки. Существует множество классификаций выставок – по тематике, по территориальному охвату, по времени проведения, по периодичности и т.п. Выставки, особенно международные, имеют длительную историю и в настоящее время сохраняют актуальность для социально-экономического развития города. Выставки как мероприятия событийного туризма способствуют привлечению туристов, инвесторов в город и соответственно обеспечивают городу обладание туристским брендом, включенность в международную экономику, создание рабочих мест, сооружение современных выставочных комплексов, развитие инфраструктуры, перелив знаний и социально-экономическое развитие.

социально-экономическое развитие

событийный туризм

выставки

2. Хуснтдинова С. Р. Важнейшие факторы развития городского туризма // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2011. - № 3. - С. 23-30.

3. Линар Якупов ищет на «умный город» миллиард долларов // Бизнес Online: деловая электронная газета Татарстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/55210/, свободный (дата обращения 15.03.2012).

4. Проект «В гости к Деду Морозу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dedmorozz.ru/?m=3&n=544, свободный (дата обращения 25.03.2012).

5. Факты и цифры // Официальный сайт Всемирной Туристской Организации UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unwto.org, свободный (дата обращения 15.03.2012).

6. Официальный сайт BIT (Borsa internazionale del turismo) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bit.fieramilano.it/en/content/facts-and-figures, свободный (дата обращения 18.04.2012).

7. Официальный сайт FITUR (Feria Internacional de Turismo) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifema.es/web/ferias/fitur/default_i.html, свободный (дата обращения 18.04.2012).

8. Официальный сайт ITB (Internationale Tourismus-Börse Berlin) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itb-berlin.de/en/MediaCentre/PressReleasesAndNews/index.jsp?lang=en&id=191552, свободный (дата обращения 18.04.2012).

9. Global Exhibition Industry Statistics 2011 // Официальный сайт Всемирной ассоциации выставочной индустрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ufi.org/Medias/pdf/thetradefairsector/2011_exhibiton_industry_statistics.pdf, свободный (дата обращения 20.04.2012).

10. What will you achieve at EIBTM? Официальный сайт выставки EIBTM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eibtm.com/page.cfm/Link=14/t=m/goSection=3, свободный (дата обращения 15.04.2012).

Последние десятилетия отмечены двумя самостоятельными, казалось бы, и очень интересными трендами - ростом значимости городов в социально-экономическом развитии мира и ростом туристской индустрии. Туризм - вид деятельности, вовлекающий в сферу своего влияния широчайший спектр услуг, - от размещения и транспорта до развлечений, и информационных технологий. Причем вид деятельности динамично развивающийся, так, по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2011 году число туристских прибытий возросло более чем на 4 % и составило 980 миллионов, на 2012 год также прогнозируется рост на 3-4 % .

Несомненно, туризм и сферы его составляющие относятся к экономике сервиса или постиндустриальным отраслям, а, как известно, мировая экономика и ее авангард в лице крупных и крупнейших городов переходит к этой стадии развития. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные города стремятся развивать туристскую сферу. При этом города конкурируют друг с другом как за инвесторов, готовых вкладывать в развитие города, в т.ч. его туристскую инфраструктуру, так и за самих туристов, стремясь создать конкурентные туристские преимущества, выгодно отличающие город от других туристских дестинаций. В связи с этим вопрос городского туризма, его сущности и форм становится весьма актуальным как с точки зрения постановки стратегических целей развития города, так и с точки зрения вовлечения и распределения необходимых ресурсов для создания туристкой инфраструктуры, которых естественно лишь единицам хватит для создания всех видов городского туризма.

Специфика городского туризма заключается в том, что он включает несколько сегментов, пересекающихся, дополняющих и влияющих друг на друга: познавательный (посещение музеев, объектов историко-культурного наследия); бизнес или деловой туризм; «выходные» в городе; события культуры, спорта; посещение магазинов; посещение друзей и родных; посещение религиозных объектов. В городах, развивающих туризм, может быть представлен один или несколько сегментов. Приоритетность выбора конкретного сегмента зависит от тех целей, которые город перед собой ставит, а также от возможностей - множества факторов, в совокупности привлекающих поток туристов .

Продвижение любого продукта, в т.ч. туристского, на рынок, особенно международный невозможно без осуществления комплекса маркетинговых коммуникаций. Несмотря на относительную новизну всего комплекса маркетинговых стратегий, для нашей экономики, можно отметить уже устоявшиеся, «традиционные» маркетинговые коммуникации, такие как реклама, связи с общественностью (PR), сбыт продукции и личные продажи. К более молодым стоит отнести воркшопы (англ. workshop) - профессиональные встречи, семинары, небольшого круга лиц, заинтересованных в обстоятельном, глубоком обсуждении то или иной проблемы .

Каждая бизнес-структура в той или иной степени использует указанные маркетинговые коммуникации как для продвижения своего товара или услуги, так и для продвижения своего бренда. Выставки уникальны тем, что на одной территориальной площадке в ограниченное время используются все из указанных маркетинговых коммуникаций, что несомненно дает синергетический эффект и позволяет получить большую отдачу, чем использование каждой из коммуникаций отдельно. Выставки - мероприятия, привлекающие действительно заинтересованных лиц, - от профессионалов отрасли до обывателей, способных стать в будущем потребителем выставочных товаров и услуг.

Выставки могут быть причислены к направлениям событийного туризма, активно развивающегося в последние десятилетия, не только в мире, но и в нашей стране. Событийный туризм - вид туризма, целью которого является посещение событийных мероприятий. Событийные мероприятия могут быть организованы с самыми различными целями, финансироваться из различных источников - частных и государственных, ориентироваться на разнообразные целевые группы потребителей и проводиться регулярно или только один раз. Во всех случаях подобные мероприятия объединяют такие характеристики как массовость, зрелищность, привлечение туристов.

По значимости и уровню территориального охвата событийный туризм можно классифицировать следующим образом: международный; национальный; региональный; локальный. По цели проведения событийные мероприятия можно разделить на следующие основные группы: спортивные события - Олимпиады, Универсиады, Чемпионаты мира по футболу, теннису и т.п.; международные выставки; бизнес-конгрессы, научные конференции; культурные мероприятия (фестивали, концерты); городские события.

Под термином «городские события» могут быть объединены мероприятия, проводимые на открытых площадках города и вовлекающие в свое действо горожан и привлекающие туристов. Городские события могут иметь локальный характер, например, День города. Причем тот же День города региональной столицы может уже иметь региональный масштаб, т.к. привлекает посетителей со всего региона. Такие городские события как карнавал в Рио-де-Жанейро или Венеции имеют ярко выраженное международное значение, привлекая тысячи туристов со всего мира.

Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он не исчерпаем по содержанию, практически любая территория, любой город, используя креативный потенциал жителей и заинтересованных лиц; в качестве которых могут выступать власти, бизнесмены, стейкхолдеры городского сообщества, может организовать мероприятие событийного характера того или иного уровня охвата и сделать это событие отправной точкой развития туризма. Так, примером может служить г. Великий Устюг, использующий прекрасное событие Новый год. Благодаря проекту «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» турпоток увеличился с 3 тыс. человек в 2006 году до 165 тыс. в 2007 году .

С точки зрения международного событийного туризма, наиболее привлекательными событиями можно назвать спортивные состязания, такие как Олимпийские игры или Чемпионаты мира. Подготовка и привидение таких событий требует значительных усилий и вложений, но и позволяет городу занять высокую ступень в ранге туристских дестинаций. Наиболее яркими успешными примерами стоит назвать европейские города - Барселону и Турин. История и того, и другого города удивительны и схожи тем, что «новейшая» их история, связанная с развитием туризма, имеет в качестве базового события или отправной точки Олимпийские игры.

Международные выставки - мероприятия событийного туризма, не менее значимые, чем спортивные. Сформировалась отдельная сфера деятельности по организации, сопровождению, проведению различного рода выставок, конгрессов, поощрительных туров - МИСЕ (MICE). Название МИСЕ (MICE) идет от заглавных букв английских терминов - Meetings (встречи), Incentives (поощрительные мероприятия), Congress (конгрессы), Exhibitions&Events (выставки и события).

Интерес к выставкам в последние годы усиливается. Об этом свидетельствуют такие цифры: по данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии, на 5 стран мира - США, Китай, Германию, Италию и Францию приходится 59 % общемирового закрытого выставочного пространства. Причем за 5 лет с 2006 г. по 2011 г. площадь закрытых выставочных пространств (минимум 5000 кв.м) росла во всех 15 странах - лидерах по площади крытых выставочных площадей (США, Китай, Германия, Италия, Франция, Испания, Нидерланды, Бразилия, Великобритания, Канада, Россия, Швейцария, Бельгия, Турция и Мексика); но лучшие результаты демонстрировал Китай с 48 % ростом, на втором месте Турция (25 %) и на третьем Россия (17 %) .

Учитывая увеличивающиеся масштабы глобализации, усиление роли международных контактов в деятельности бизнес-структур различного уровня и профиля деятельности, разработка собственной трэвел-программы (travel (англ.) - путешествия), т.е. программы, посвященной поездкам сотрудников с деловыми целями, включающей задачи, сроки, бюджет поездки, становится насущной необходимостью, а посещение выставок, пожалуй, можно поставить на первое место подобной программы.

При выборе выставки будущие участники должны начинать с поиска ответа на три основных вопроса:

  • место проведения выставки;
  • транспортная доступность;
  • уровень развития инфраструктуры.

Важно отметить, что приоритетным является именно та последовательность вопросов, которая указана, - важнейший вопрос: «Где?». Место проведения выставки - это город и участие в выставке, включает рабочее и свободное время, а значит - это и культурная программа на площадках города и просто прогулки. Стремясь преуспеть в конкуренции, города могут предоставить схожие условия по транспортной или информационной обеспеченности, то есть по второму и третьему из указанных вопросов, однако то, что действительно отличает города друг от друга это их среда, включающая открытые пространства, - улицы, скверы, парки; архитектурный облик; кафе и рестораны; театры и концертные площадки, другие места отдыха и, конечно же, историко-культурное наследие - музеи, архитектурные и иные памятники, галереи искусств, места, связанные с выдающимися учеными, литераторами, художниками, политиками. Все это придает уникальность городу, хорошее настроение и желание вернуться, что является несомненным конкурентным преимуществом и позволяет привлечь гостей, в том числе, и для участия в выставках. Например, организаторы одной из крупнейших туристских выставок EIBTM (The Global Meetings&Events Exhibition - Выставка глобальных встреч и событий) в г. Барселоне среди таких традиционных рекламных ответов на вопрос («что участники достигнут, посетив выставку?»), как «открытие новых дестинаций, продуктов и услуг; развитие своих профессиональных знаний; последние тренды индустрии; установление контактов и т.п.», особо выделяют - «посетить Барселону - волнующий город, один из главных мировых центров деловых встреч и событий» .

Особое место среди выставок занимают выставки, посвященные туризму. Они собирают как профессионалов отрасли - бизнесменов и представителей министерств и ведомств, занимающихся вопросами развития туризма той или иной дестинаций, так и потребителей, желающих узнать больше о возможностях путешествий и отдыха. Примеры ведущих европейских туристских выставок, уже состоявшихся в 2012 году, и их общая характеристика приведены в таблице 1.

Таблица 1

Ведущие международные туристские выставки Европы

Название выставки; место проведения - город, страна; официальный сайт

Основные статистические характеристики, согласно официальному сайту выставки

FITUR (Feria Internacional de Turismo); Мадрид, Испания;

http://www.ifema.es

В 2012 году выставка подтвердила тренд к восстановлению индустрии после мирового финансового кризиса - 9506 компаний-экспонентов из 167 стран, 119322 профессиональных участников и 91555 обычных посетителей встретились на выставке, чтобы «трансформировать отдых в бизнес, а бизнес в развитие» .

BIT (Borsa internazionale del turismo); Милан, Италия;

http://www.bit.fieramilano.it/

В 2012 году 2287 экспонентов представили более 5000 туристских компаний из 130 стран 100 тыс. посетителей из 130 стран мира. Выставка занимала 6 павильонов площадью 100 тыс. кв.м .

ITB (Internationale Tourismus-Börse Berlin);

Берлин, Германия;

http://www.itb-berlin.de/

В 2012 году выставку посетили более 113 тыс. профессиональных посетителей (около 40 % - иностранных), 10644 экспонентов представляли 187 стран. 59127 жителей Берлина и Бранденбурга посетили выставку в течение выходных для того, чтобы узнать новые туристские предложения .

Как видно из таблицы, каждая из указанных выставок является значимым событием, привлекающим тысячи посетителей, соответственно и города как место проведения выставок получают значительный приток туристов, в том числе делового характера. Современные выставки так же, как и их исторические предшественники, стремятся привлечь как можно больше заинтересованных посетителей и используют для этого всевозможные средства, в том числе, преимущества той дестинации, где они проходят. Очевидно, что предпочтения посетителей из различных уголков мира будут отданы, в первую очередь, привлекательным городам. В то же время и города стараются использовать весь имеющийся потенциал и создать привлекательные, уникальные предложения для привлечения крупных выставок. Ведь проведение крупной выставки позволяет городу, а именно - его бизнесу и сообществу достичь несколько целей:

  • создать рабочие места по проведению и обслуживанию выставочного мероприятия;
  • развивать современный вид бизнеса - МИСЕ-индустрию;
  • сооружать и затем предоставлять в аренду организаторам площади;
  • создавать и развивать соответствующую инфраструктуру;
  • способствовать «переливу знаний» и тем самым поднимать территорию города на качественно новый уровень развития, быть в курсе актуальных тенденций в различных сферах бизнеса;
  • знакомить гостей выставки с городом, тем самым продвигать бренд города как туристской дестинации и центра, привлекательного для инвестиций.

Проведение выставок оказывает влияние на город, его облик, количество туристов не только в период проведения самого выставочного мероприятия, но и имеет долгосрочные последствия. Достаточно вспомнить один из самых ярких символов Парижа - Эйфелеву башню. Общеизвестно, башня была создана к открытию Всемирной Выставки в Париже в 1889 году как арка на пути к павильонам выставки и, более того, ее планировалось снести спустя 20 лет, но вот уже более 100 лет она является символом столицы страны и собирает миллионы туристов ежегодно.

Выставки продолжают выступать в качестве важного фактора развития города, формируют его территорию и облик и в постиндустриальную эпоху. Опыт таких признанных в мире городов-лидеров выставочного дела как Милан, Барселона, Ганновер используется и в нашей стране. Так, планируется, что к 2020 году около Казани появится Умный город - Smart City, одна из важнейших целей создания которого, судя по замыслам, проведение мероприятий МИСЕ-индустрии - выставок и конгрессов .

Таким образом, одной из перспективных сфер развития экономики становится туризм, в т.ч. такие его виды, как событийный туризм. Современные города, стремящиеся развивать туристскую сферу, должны, проанализировав имеющиеся преимущества и ресурсы, сформулировать стратегические цели и сконцентрироваться на том виде городского туризма, для развития которого имеются конкурентные преимущества. Одним из наиболее перспективных видов городского событийного туризма становятся выставки различного масштаба, привлекающие как профессионалов, так и обычных посетителей; тем самым создающие рабочие места по проведению и обслуживанию выставки, стимулирующие сооружение современных выставочных комплексов и инфраструктуры; способствующие «переливу знаний» и продвижению бренда города как туристской дестинации.

Рецензенты:

  • Родионова Ирина Александровна, д.г.н., профессор, профессор кафедры региональной экономики и географии, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва.
  • Рубцов Владимир Анатольевич, д.г.н., профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Института экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Хуснутдинова С.Р. ВЫСТАВКИ КАК МЕРОПРИЯТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6214 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»