Денежная система рф. Основные элементы и принципы функционирования современной денежной системы Наименование денежной единицы

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

1.Наименование денежной единицы.

Согласно Закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, официальной денежной единицей (национальной валютой) Российской Федерации является рубль, который равняется 100 копейкам. В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После [Денежная реформа 1947 года, денежной реформы 1947 г], и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое название денежной единицы «рубль», что было закреплено в принятом парламентом страны Законе «О денежной системе Российской Федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация обращения и изъятие их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит ЦБ РФ.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты ) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, депозиты и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ РФ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк РФ несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

    прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

    создание резервных фондов банкнот и монет;

    определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

    установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

    утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 119-П (в редакции от 1 июня 2004 г.).

      Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства РФ банков и других организаций и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил обеспечения допускаться не должно.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюр ности во всем объеме денежной массы.

      Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Включает в себя систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно- кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т.д. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.

Эмиссионный механизм.

Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Выпуск денег в обращение каждодневно сочетается с изъятием их из обращения. Поэтому эмиссия понимается как такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте.

Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы. Денежный оборот – это процесс движения (кругооборот) денег в наличной и безналичной формах, в процессе которого деньги выполняют функции обращения и платежа. В основном деньги постоянно находятся не в статичном состоянии, а в движении. Таким образом, денежный оборот представляет собой форму существования денег и является элементом денежной системы.

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве.

Порядок установления денежно-валютного курса;

Механизм денежно-кредитного регулирования;

Порядок прогнозного планирования;

Структура денежной массы в обращении;

1.Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран действует десятичная система деления.

3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:

1) – центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег;

2) – казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег).

В промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги (казначейские билеты), исключение США - там в ходу казначейские билеты в 100 долл., а в ряде развивающиеся стран бумажные деньги имеют достаточно широкое обращение.

Эмиссия банкнот ЦБ осуществляется тремя путями:

Предоставлением кредитов коммерческим учреждениям;

Кредитованием государства под обеспечение государственных ценных бумаг;

Выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

4. Структура денежной массы в обращении – представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.

5. Порядок прогнозного планирования – включает систему планов денежного оборота, органов, составляющих эти планы, задачи, решаемые планами.

6. Механизм денежно-кредитного регулирования – это набор инструментов влияния государства на экономику в целом.

7. Порядок установления валютного курса – или котировки валют, т.е. соотношения денежной единицы страны к иностранным валютам.

8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве - отражает совокупность правил, форм, кассовых и отчетных документов, которыми руководствуются юридические лица и население при организации налично-денежного оборота.

Современные денежные системы рыночного типа строятся на следующих принципах :

1. Принцип централизованного управления денежной системой.



2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.

4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.

6. Принцип неподчиненности ЦБ правительству и подотчетности его парламенту страны.

7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.

8. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.

9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

Порядок обеспечения денежных знаков

Порядок обеспечения денежных знаков устанавливается государственным законодательством. Обеспечиваться денежные знаки могут товарно-материальными ценностями, золотом и драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами, страховыми полисами, гарантиями правительства, банков и других учреждений.

Эмиссионная система

Она представляет порядок денежной эмиссии и изъятия, то есть порядок печатания денег, их выпуска в обращение и изъятия. Украинская денежная система опирается на принцип единства, взаимодействия и взаемоперепливу наличного и безналичного обращения в функционировании общественного производства, достижения его эффективности, стабильности денежной единицы. Взаимодействие и регулирования наличного и безналичного обращения государство обеспечивает на основе актов внутреннего законодательства, учитывая при этом экономическое положение страны.

Выпуск безналичных денег осуществляется коммерческими банками в процессе выполнения ими кредитных операций. При погашении займов происходит изъятие денег из обращения.

Выпуск наличных денег в обращение осуществляется через расчетно-кассовые центры НБУ. Изъятие денег происходит при поступлении денежной наличности от коммерческих банков в расчетно-кассовые центры НБУ.

НБУ согласовывает с государственными органами величину денежной массы. Эмиссия банкнот НБУ осуществляется тремя способами:

Предоставление кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей;

Кредитование государственной казны под обеспечение государственных ценных бумаг;

Эмиссией банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Установления курса национальной валюты и порядок ее обмена на иностранную

Потребность установления валютного курса обусловлена особенностями выполнения деньгами функции мировых денег. Украинская гривна является законным покупательским и платежным средством только на территории Украины. За пределами Украины она должна быть обменена на ту валюту, которая является законным для другой страны.

Установления валютного курса, или котировки валют, означает выражение валюты данной страны в валютах других стран, то есть проявляется во время их обмена. По сути валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Ранее использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. В наше время, поскольку в одной стране не фиксируется золотое содержание денежной единицы, используется способ котировки, в основе которого лежит учета колебаний покупательной способности национальных валют, соотношение спроса и предложения той или иной валюты на валютных рынках и другие факторы.

Наличие государственных институтов, осуществляющих регулирование денежного обращения в стране

Нормальное функционирование национальной денежной системы невозможно без государственного установления и регламентирование порядка наличного и безналичного денежного обращения. Задача установления и регламентирования денежного обращения каждое государство возлагает на специальные органы. Регулирование денежного обращения и соблюдения законодательства по монетарным вопросам в Украине осуществляет Национальный банк Украины. Это предусмотрено Конституцией и Законом "О Национальном банке Украины". НБУ выступает центральным элементом денежной системы и государственным органом реализации денежно-кредитного и валютного регулирования.

Основу деятельности НБУ составляет контроль денежного обращения; обеспечение стабильности национальной денежной единицы - гривны; регламентация эмиссии наличных, стимулирования развития и укрепления банковской системы Украины, совершенствование правил осуществления безналичных платежей и тому подобное. НБУ разрабатывает денежно-кредитную политику в Украине и осуществляет повседневный контроль за ее реализацией.

Другие органы государственного управления экономикой - Кабинет Министров, Министерство экономики, Министерство финансов - тоже влияют на денежное обращение, реализуя свои меры экономической и финансовой политики. Однако регулятивные действия этих органов государственного управления экономикой в монетарной сфере они должны координировать с НБУ.

Принципы организации денежной системы

Основу денежной системы составляют принципы ее организации. Это правила, согласно которым государство организует функционирование денежной системы. На основе же каких принципов строится современная денежная система рыночного типа Украине?

1. Принцип централизованного управления денежной системой.

В денежной системе рыночного типа на первый план выступают экономические методы управления. Государство через Национальный банк Украины создает на рынке такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и других юридических лиц в сфере денежного обращения принимать решения, выгодные для обеспечения эффективного функционирования национальной экономики.

2. Принцип устойчивости и эластичности денежного обращения. Сущность этого принципа заключается в том, что функционирование денежной системы должно быть организовано таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции, а с другой - иметь возможность расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, сокращать его, когда эти потребности уменьшаются.

3. Принцип кредитного характера денежной эмиссии. Появление новых денежных знаков (наличных или безналичных) в хозяйственном обороте возможно только на основе осуществления банками кредитных операций.

4. Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в обращение. Денежные знаки обеспечиваются товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, составляющих активы банков, ценными бумагами и другими долгосрочными обязательствами.

5. Принцип непидпорядкованости Национального банка Украины Правительства. Для поддержания устойчивости денежного обращения, борьбы с инфляцией, которые являются приоритетными задачами НБУ, могла бы возникать угроза в связи с тем, что при определенных обстоятельствах Правительство начнет использовать денежные средства НБУ для решения своих проблем.

6. Принцип предоставления Правительства денежных средств только в порядке кредитования. НБУ не должен финансировать правительство. Денежные средства ему он может оказывать только в порядке кредитования под определенное обеспечение.

7. Принцип надзора и контроля за денежным обращением со стороны государства. Цель этого заключается в обеспечении постоянного контроля за денежным оборотом, соблюдения всеми субъектами денежных отношений основных принципов организации наличного и безналичного обращения. Государство этот надзор и контроль осуществляет через банковскую, финансовую, налоговую систему.

8. Принцип функционирования на территории Украины исключительно национальной валюты. Платежи за товары и услуги, другие платежи внутри страны должны происходить согласно законодательству Украины исключительно в национальной валюте. На территории Украины национальная валюта может быть обменена на валюту других стран, но использована для платежей за рубежом или вложена в банковские депозиты.

2. Порядок обеспечения денежных знаков действует в странах в соответствии с установленным законом.

3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и; изъятию денег из обращения) осуществляет Центробанк РФ, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег. Действует на основании федеральных законов «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 26.04.1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 г. с последующими изменениями и дополнениями.

4. Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте. Банкноты достоинством – 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб., монеты – 1, 5, 10, 50 копеек.

5. Порядок установления валютного курса или котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам. Осуществляется Центральным Банком РФ.


Тема 3. Эволюция денежных систем и монетарная политика государства.

1. Причиной отмены золотого стандарта во всех странах с конца 70-х годов (после Конференции МВФ на Ямайке) является – развязывание неуправляемых инфляционных процессов в условиях золотого стандарта.

2. Известно, что на смену золотым слиткам пришли монеты. Я думаю, что выпускать золотые монеты выгоднее, чем продавать слитки, т.к. их значительно легшее реализовывать, ведь они имеют меньший вес и поэтому их может приобрести большее количество людей.

3. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос – в 5 раз больше номинального объема ВНП.


Тема 4. Финансы: общее понятие и основные функции. Финансовая политика.

1. На какие функции денег опираются следующие функции финансов – распределительная и контрольная?

Распределительная функция финансов опирается на следующие функции денег – как меры стоимости, как средства накопления и сбережения, мировых денег.

Контрольная - как средства обращения, как средства платежа.

2. Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов?

Данные функции действуют во взаимосвязи между собой, так например, контрольная функция проявляется до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет, а распределительная – при формировании этих денежных фондов.

3. Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в РФ.

В данных условиях функции финансов будут иметь еще большее значение. Так, например, контрольная функции играет не последнюю роль в кредитно-банковском контроле, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Положительным влиянием на финансовую сферу развитие коммерческих банков имеет в виде, того что чем больше банков тем больше конкуренция, а значит населению будет предлагаться много выгодных систем капиталовложения, что в свою очередь привет к увеличению инвестиции в стране. Однако отрицательный момент также присутствует, дело в том, что тогда необходимо будет усилить, ужесточить и расширить контроль за этими банками в сфере денежного обращения.


Тема 5. Финансовая система: сочетание возмездных и безвозмездных денежных потоков и формирование финансов экономических субъектов.

1. В чем состоят особенности контроля, осуществляемого финансовыми органами и налоговыми инспекциями?

Такой контроль является частью финансовой деятельности государства и такая деятельность является особой в силу того, что она осуществляется от имени государства в лице соответствующих органов (Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства, Счетной Палаты, Федеральной налоговой службой, Банком России и т.д.).

Кроме того, такой контроль важен, т.к. осуществляется он за денежными фондами государства на разных уровнях: на федеральном, региональном и местном уровнях.

Осуществляется он при исполнении намеченных программ, планов и смет, а именно бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и смет бюджетных предприятий, учреждений, организаций.

Поскольку наибольшую массу доходов бюджета любого уровня составляют налоговые поступления, то и роль контроля осуществляемого налоговыми инспекциями очевидна. На сколько продуктивно, данный контроль будет проведен, на столько будет исполнена доходная часть бюджета, а в последствии – на сколько будет произведено финансирование всех расходных частей бюджета. Все это в итоге влияет на уровень жизни в стране населения, на экономическое развитие страны и т.д.

2. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля? Какие органы его осуществляют?

Аудиторский контроль осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской задолженности», в соответствии с которым аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах основанные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» она осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующий орган). Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований:

Наличие квалификационного аттестата аудитора,

Осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг,

Обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и иные условия.

Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверку их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков устранения.

Аудит делится на: обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (ст. 7 Закона Об аудиторской деятельности), инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;

4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным раннее;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором, но, как правило, составляет не более 2 месяцев.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, они могут быть взысканы с аудитора (аудиторской фирмы) на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.

Составлено заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестат аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.